Развивающая оценка

Системы-оболочки для эффективной оценки персонала

  • Источник:

    Psycho.ru

    Автор статьи:

    А. Мельничук, В. Сергеев

«Открытые» системы являются предпочтительными для оценки и аттестации персонала, хотя работа с ними обусловлена сложностью в работе с ними. Но они открывают уникальные возможности для оценки сотрудников. «Открытость» системы может быть как полной (введение новых тестов и корректировка имеющихся), так и ограниченной (корректировка изначально заложенных тестов).

СМОЛ-Эксперт

Основана на тесте СМОЛ, широко применяемом в области медицины, профориентации и ряде других областей. СМОЛ — сокращенный вариант известного теста MMPI, позволивший на порядок уменьшить время тестирования (в среднем 6-7 минут) за счет устранения дублирующих тест-объектов с наименьшим диагностическим весом.

СМОЛ-Эксперт обеспечивает проведение тестирования, обработку результатов, формирование базы данных, а главное — детальную интерпретацию результатов обследования. Программа СМОЛ-Эксперт используется для отбора кадров (подробная характеристика особенностей личности, оценка профессиональной пригодности) и в медицине (детальный анализ психического состояния, предположительный клинический диагноз, рекомендации по психотерапии, прогноз эффективности лечения).

Аппаратно-программный психодиагностический комплекс (АППК)

Интегрированное автоматизированное рабочее место специалиста по психодиагностике, включающее аппаратные средства, программное и методическое обеспечение. Предназначен для комплексной оценки уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизиологических свойств и характеристик функционального состояния по результатам выполнения тестовых заданий.

Области применения: профессиональный психологический отбор и распределение персонала (кадровый менеджмент), предсменный (допусковый) контроль функциональной готовности к деятельности, психологическое консультирование, профориентация, и др.

Психодиагностическая компьютерная система СТАТУС

Экспертная система со встроенным комплексом психодиагностических методик экспресс-оценки нервно-психических состояний. Предназначена для автоматического тестирования нервно-психического состояния, как актуального, так и в динамике, оценки степени необходимости психологической помощи человеку, оценки результативности проведения тренинговых групп, оценки влияния изменения внешних условий на состояние нервно-психического здоровья группы. Система СТАТУС сохраняет как индивидуальные, так и групповые данные для их анализа в дальнейшем. По результатам обследования, проходящего в диалоговом режиме, представляет как численные данные, так и их вербальную интерпретацию, понятную человеку, проходящему диагностику.

Компьютерная психодиагностическая система НОРТ

Система, в которой имеются простейшая база данных о людях, прошедших тестирование, и возможности по формированию батарей методик. В НОРТ заложены несколько вариантов интерпретации результатов психологической диагностики, элементы простейшего статистического анализа (построение матрицы данных, представляющей собой двумерную таблицу значений «объект-свойство», заполненную числовой информацией). Столбцы матрицы данных соответствуют переменным, определяющим какие-либо признаки. Строки содержат значения переменных для объектов исследования. Каждая строка содержит конкретные числовые показатели объекта по переменным, входящим в матрицу.

Практически единственным, но весьма существенным недостатком системы НОРТ является ее «ограниченная открытость», поскольку добавления пользователем новых тестов является невозможным.

ТЕСТАН

Интегрированная программная среда, позволяющая быстро автоматизировать многофакторный произвольный вопросно-ответный тест, а также разрабатывать оригинальные тесты на основе психометрического анализа пунктов имеющихся методик.

Система состоит из нескольких независимых модулей. Основным модулем является программа MAINTEST, предназначенная для оперативного ввода в компьютер готовых опросных тестовых методик, автоматизированного сбора данных, их обработки и автоматизированной интерпретации, адаптированной к конкретной анализируемой ситуации.

Комплексный Интегратор Тестов позволяет объединить результаты, полученные с помощью других тестов системы. Пользователь собирает информацию о респондентах в единую базу данных, включив туда результаты тестов, биографические сведения, результаты наблюдений, сделанных в личной беседе и другие данные. В дополнение к этой базе данных создается модель, в которой зафиксировано оптимальное сочетание качеств-факторов, необходимое для решения определенной задачи или выполнения работы в соответствии с определенной должностью. Программа подсчитывает рейтинг каждой персоны в базе данных в соответствии с близостью к идеальной модели. На основе каждой базы данных можно создать модели для разных задач.

Система конструирования и автоматизации тестов «ПРАКТИК»

Обеспечивает быстрое получение данных, позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования. В системе используются следующие данные: анкетные данные испытуемых; тесты; результаты тестирования; характеристика.

Система имеет модульную структуру: модуль создания тестов, модуль интерпретатор и модуль UserInfo. Структура системы позволяет обеспечить накопление общей нормативной базы тестов.

«Эксперт»

Многофункциональный психодиагностический программно-методический комплекс (ПМК) для оценки профессионально важных качеств и отбора сотрудников. Более 100 тестов и опросников, предназначенных для диагностики личностных характеристик и особенностей когнитивной сферы человека (интеллекта восприятия, внимания, памяти; мышления).

Система ПРОФЕССОР

Предназначена для сотрудников по работе с персоналом, руководителей учреждений, менеджеров, психологов, педагогов и социологов как высокого уровня квалификации в области практической психодиагностики, так и с минимальными знаниями по психологии.

Функциональная оснащенность системы ПРОФЕССОР позволяет:

— Проводить профессионально-психологическое обследование с использованием готовых тестов;
— Модифицировать имеющиеся методики исходя из специфики контингента, задач диагностики и т.д.;
— Создавать и вводить в систему необходимые для работы тесты.

В систему ПРОФЕССОР включены разнообразные диагностические методики, применяемые в целях определения уровня развития личностных, деловых, социальных и интеллектуальных качеств обследуемых и выявления отклонений от психологической нормы (классические тесты Люшера, Айзенка, Кэттела, MMPI, различные варианты методики «семантический дифференциал», уникальные психобиографические методики, разработанные под руководством профессора Н.И. Конюхова и др). В зависимости от поставленной задачи, тесты можно использовать в полном или экспресс-вариантах, выборочно или «батареей» (серией последовательно запускаемых тестов).

Особенность системы — разделение модуля тестирования и модуля обработки результатов диагностики. Благодаря этому модуль тестирования может быть установлен на любом количестве компьютеров (в том числе удаленно). Это делает возможным проведения «массовой» оценки персонала в организациях филиалах с последующей передачей собранных первичных данных. В то же время доступ к обработанной и интерпретированной информации может быть легко ограничен.

Для обработки результатов тестирования в системе имеется встроенная база знаний с элементами искусственного интеллекта, содержащая более 10000 правил. На этой основе обеспечивается получение развернутых текстовых характеристик по результатам обследования, подбор наиболее подходящих кандидатур на конкретные должности с учетом их профессиональных и личностных качеств. При этом система ПРОФЕССОР позволяет осуществлять гибкую настройку методики отбора в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией и должностью. Для решения задач связанных с отбором и аттестацией персонала наиболее подходит специализированная система ПРОФЕССОР-КАДРЫ.

База данных формируется в соответствии со структурой организации и состоит из учетных карточек персонала, в которых имеется возможность накапливать любую информацию по людям в виде документов, электронных таблиц, баз данных, рисунков, видеороликов и так далее.

Таким образом, используя приведенную выше классификацию, можно определить ПРОФЕССОР-КАДРЫ как «многомерную полностью открытую» систему. Она имеет все достоинства рассмотренных выше программных продуктов (наличие большого числа валидных диагностических методик; возможность коррекции и адаптации тестов под конкретную задачу; возможность ввода новых тестов и т.д.). Вместе с тем, ПРОФЕССОР-КАДРЫ обладает существенным преимуществом. Если иные существующие системы ориентированы, прежде всего, на «собственно психологическую диагностику», то ПРОФЕССОР-КАДРЫ обеспечивает единую компьютерную среду для работы с персоналом организации, отвечая потребностям решения как кадровых, так и психологических задач.