Psycho.ru
Автор статьи:А. Мельничук, В. Сергеев
Выявление личностно-профессиональных особенностей является исходным пунктом оценки и аттестации персонала. Для этого компании применяют диагностические средства, позволяющие количественно выражать как внутреннее состояние людей, так и их отношения с окружающим миром. Новые технологии предоставляют качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. С помощью компьютеров возможно формирование и предъявление тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора. Значительно упрощается фиксация и обработка ответов респондента при одновременном снижении вероятности ошибок, которые сложно избежать при ручной обработке.
В разы увеличивается оперативность предоставления заказчику результатов диагностики и возрастает «пропускная способность», что особенно важно при проведении массовых обследований. Существенным плюсом компьютерных средств психологической и профессиональной диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения и наличие базовых вариантов интерпретации показателей. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоемких рутинных операций и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.
Следует подчеркнуть, что использование компьютерной техники дает потенциальную возможность не только «протестировать» сотрудника, но и соотнести полученные результаты с несколькими выборками стандартизации теста (профессиональными, социально-демографическими, должностными и т.д.), обеспечивая более полную оценку кадров.
Для функционирования кадровой службы весьма значима реализуемая в компьютерных системах возможность «сопряжения» диагностического инструментария с накоплением получаемой информации. Базы данных полезны не только для эффективного поиска информации о конкретном сотруднике, но и для последующей коррекции тестовых методик.
Существует большое количество компьютерных систем психодиагностики. Их можно разделить на несколько групп.
На основе первого критерия целесообразно выделять «одномерные» и «многомерные» системы. «Одномерные» системы предназначены для проведения компьютерной психологической диагностики, как правило, по одной тестовой методике. Это тесты MMPI, Кеттела, Люшера, Майерс-Бригс и другие. Ориентированность на оценку только одного класса параметров личности: личностных акцентуаций, черт характера, текущего состояния — является ограничением и не позволяет рассматривать их в качестве эффективного средства оценки персонала.
Включают в себя несколько методик и позволяют проводить диагностику как по одной из них, так и по нескольким («тестовой батарее»).
Система «Психологический портрет». Особенностью системы является специальный подбор методик. С одной стороны они прошли строгий контроль на валидность и являются в своем роде классическими. С другой стороны, направленность включенных в систему тестов позволяет составить полное представление о личности человека.
Пакеты психодиагностических методик центра КАТАРСИС (Тест1, Тест2, АРМ психолога профконсультанта). Они содержат достаточно большой набор психодиагностических методик: ММИЛ (MMPI в адаптации Ф.Б. Березина), Шестнадцатифакторный опросник Р. Кэттелла (16PF), Опросник Леонгарда-Шмишека, Опросник Айзенка, Методика УНП, Тест САН, Опросник УСК, Опросник потребности в достижениях, Опросник КОС, Тест Томаса, и другие.
«Многомерные» методики позволяют осуществлять весьма глубокую оценку личностных особенностей. Вместе с тем, возможности проведения тестирования, и обработки полученных результатов в них, как правило, ограничены тем набором, который разработчики системы компьютерной психодиагностики в нее заложили. В таких системах у пользователя отсутствует изменять набор методик, вводить новые, корректировать имеющиеся методики.
Позволяют не только проводить собственно психологическую диагностику, используя все преимущества компьютерного тестирования, но также имеют богатые возможности по доработке имеющихся психодиагностических методик для решения большого круга различных задач и разработке новых тестов. Преимущества таких систем:
— Формирование оптимального набора методик;
— Разработка и корректировка правил обработки и интерпретации результатов;
— Подготовка текстовых вариантов результатов психологической диагностики.
«Открытые» системы являются предпочтительными для оценки и аттестации персонала, хотя работа с ними обусловлена сложностью в работе с ними. Но они открывают уникальные возможности для оценки сотрудников. «Открытость» системы может быть как полной (введение новых тестов и корректировка имеющихся), так и ограниченной (корректировка изначально заложенных тестов).