Развивающая оценка

Современные компьютерные системы для эффективной оценки персонала

  • Источник:

    Psycho.ru

    Автор статьи:

    А. Мельничук, В. Сергеев

Выявление личностно-профессиональных особенностей является исходным пунктом оценки и аттестации персонала. Для этого компании применяют диагностические средства, позволяющие количественно выражать как внутреннее состояние людей, так и их отношения с окружающим миром. Новые технологии предоставляют качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. С помощью компьютеров возможно формирование и предъявление тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора. Значительно упрощается фиксация и обработка ответов респондента при одновременном снижении вероятности ошибок, которые сложно избежать при ручной обработке.

В разы увеличивается оперативность предоставления заказчику результатов диагностики и возрастает «пропускная способность», что особенно важно при проведении массовых обследований. Существенным плюсом компьютерных средств психологической и профессиональной диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения и наличие базовых вариантов интерпретации показателей. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоемких рутинных операций и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.

Следует подчеркнуть, что использование компьютерной техники дает потенциальную возможность не только «протестировать» сотрудника, но и соотнести полученные результаты с несколькими выборками стандартизации теста (профессиональными, социально-демографическими, должностными и т.д.), обеспечивая более полную оценку кадров.

Для функционирования кадровой службы весьма значима реализуемая в компьютерных системах возможность «сопряжения» диагностического инструментария с накоплением получаемой информации. Базы данных полезны не только для эффективного поиска информации о конкретном сотруднике, но и для последующей коррекции тестовых методик.

Существует большое количество компьютерных систем психодиагностики. Их можно разделить на несколько групп.

Одномерные системы оценки персонала

На основе первого критерия целесообразно выделять «одномерные» и «многомерные» системы. «Одномерные» системы предназначены для проведения компьютерной психологической диагностики, как правило, по одной тестовой методике. Это тесты MMPI, Кеттела, Люшера, Майерс-Бригс и другие. Ориентированность на оценку только одного класса параметров личности: личностных акцентуаций, черт характера, текущего состояния — является ограничением и не позволяет рассматривать их в качестве эффективного средства оценки персонала.

Многомерные системы оценки персонала

Включают в себя несколько методик и позволяют проводить диагностику как по одной из них, так и по нескольким («тестовой батарее»).

Система «Психологический портрет». Особенностью системы является специальный подбор методик. С одной стороны они прошли строгий контроль на валидность и являются в своем роде классическими. С другой стороны, направленность включенных в систему тестов позволяет составить полное представление о личности человека.

Пакеты психодиагностических методик центра КАТАРСИС (Тест1, Тест2, АРМ психолога профконсультанта). Они содержат достаточно большой набор психодиагностических методик: ММИЛ (MMPI в адаптации Ф.Б. Березина), Шестнадцатифакторный опросник Р. Кэттелла (16PF), Опросник Леонгарда-Шмишека, Опросник Айзенка, Методика УНП, Тест САН, Опросник УСК, Опросник потребности в достижениях, Опросник КОС, Тест Томаса, и другие.

«Многомерные» методики позволяют осуществлять весьма глубокую оценку личностных особенностей. Вместе с тем, возможности проведения тестирования, и обработки полученных результатов в них, как правило, ограничены тем набором, который разработчики системы компьютерной психодиагностики в нее заложили. В таких системах у пользователя отсутствует изменять набор методик, вводить новые, корректировать имеющиеся методики.

Системы-оболочки

Позволяют не только проводить собственно психологическую диагностику, используя все преимущества компьютерного тестирования, но также имеют богатые возможности по доработке имеющихся психодиагностических методик для решения большого круга различных задач и разработке новых тестов. Преимущества таких систем:

— Формирование оптимального набора методик;
— Разработка и корректировка правил обработки и интерпретации результатов;
— Подготовка текстовых вариантов результатов психологической диагностики.

«Открытые» системы являются предпочтительными для оценки и аттестации персонала, хотя работа с ними обусловлена сложностью в работе с ними. Но они открывают уникальные возможности для оценки сотрудников. «Открытость» системы может быть как полной (введение новых тестов и корректировка имеющихся), так и ограниченной (корректировка изначально заложенных тестов).