Harvard Business Review
Автор статьи:Джек Зенгер, Джозеф Фолкман
Один из клиентов поставил перед нами задачу: проанализировать созданную им модель компетенций для развития лидерства. В ее основе лежала идея о том, что на разных этапах своего развития потенциальные лидеры должны сосредоточиться на совершенствовании различных навыков. Например, менеджер более низкого уровня должен сосредоточиться на достижении результатов, в то время как топ-менеджеры должны сосредоточиться на разработке стратегической концепции.
В этом есть определенная логика, поскольку это основано на предположении о том, что, как только люди развивают тот или иной навык, они незамедлительно и активно применяют его. Интересно, но мы не применяем это правило, например, в легкой атлетике: спортсмены продолжают тренироваться и развивать одни и те же навыки на протяжении всей своей карьеры.
Размышляя о лучших топ-менеджерах, с которыми мы встречались, мы заметили, что на самом деле все они сфокусированы на достижении результатов, и многие из лучших менеджеров более низкого уровня абсолютно четко представляют себе стратегию и видение. Это заставило нас задуматься: неужели некоторые навыки менее важны для руководителей на определенных уровнях в организации? Или есть фундаментальный набор навыков, который применим для каждого уровня?
Чтобы проверить, мы составили опросник с набором компетенций, благодаря которому собрали данные 332 860 сотрудников: топ-менеджмент, руководители среднего звена и подчиненные, о том, какие навыки оказывают наибольшее влияние на успех лидера на должности, занимаемой респондентами в настоящее время. Каждый респондент выбирал четыре ключевые компетенции из предложенных 16, а затем сравнивал результаты по менеджерам разных уровней.
Как и следовало ожидать, по мнению респондентов, навыки зависят не только от уровня должности в организации, но и от выполняемой работы, и от конкретных обстоятельств. Но даже в этих условиях наблюдалась удивительная согласованность в показателях: какие навыки воспринимались как наиболее важные на всех четырех уровнях организации, которые мы измеряли.
Одни и те же компетенции были выбраны как наиболее важные для руководителей, менеджеров среднего и высшего звена, и шесть из семи присутствовали и в списке для топ-менеджеров. Руководители всех уровней организации, отметили респонденты, нуждаются в балансе профессиональных компетенций.
16 фундаментальных навыков, которые важны на любой управляющей позиции (из них 7 ключевых)
Это говорит о том, что по мере того, как люди продвигаются по карьерной лестнице, список фундаментальных навыков не будет кардинально меняться. Тем не менее, как показывают данные, все-таки наблюдается изменение последовательности семи из компетенций. Таким образом, на приведенном выше графике в порядке возрастания значимости для наблюдательной группы перечислены семь самых важных компетенций.
Для менеджеров среднего звена, например, навык решения проблем и анализа сложных ситуаций превосходит все остальные. Для топ-менеджеров, способность к мощной и активной коммуникации занимает вторую строку, а навык построения стратегии — пятую, более того, он не попал в список семи основных для всего менеджмента.
Что делать с этими данными? Из полученного результата мы приходим к выводу, что существует некая логика сосредоточения внимания на отдельных компетенциях на разных стадиях развития. Но, что более важно, это показывает нам, что есть набор навыков, которые имеют решающее значение на протяжении всей карьеры. И учиться разрабатывать стратегию, занимая позицию топ-менеджера, может оказаться слишком поздно.
Поэтому полезно спросить себя, какие компетенции наиболее важны для вас сейчас. Кроме того, очень важно спросить себя, какие компетенции будут играть большую роль в работе на следующем этапе. Демонстрация этих навыков сегодня служит доказательством того, что вы будете успешны на следующем этапе работы, что может стать важным шагом к продвижению.