Джош Берсин
Удивительно, насколько быстро может измениться жизнь: вчера мы собирались большими компаниями, проводили совещания в тесных переговорных, обнимались при встрече; сегодня мы вынуждены соблюдать правила безопасности, дистанцию, находиться дома. Парадоксальное время — в разгар страха, экономического кризиса и социального отчуждения растет ощущение близости. Для вируса нет различий, он может заразить любого из нас: родителей, детей, соседей, друзей. И это объединяет всех.
Парадокс возникает и в сфере бизнеса. Компании оказались в положении кризиса, руководители — в стрессовой ситуации. По мере того, как они справляются с новыми обстоятельствами, они становятся ближе к своим сотрудникам, появляется сплоченность. В первую очередь надо заботиться именно о состоянии людей, в результате это влияет на экономику. Единственный способ победить ситуацию с вирусом — обезопасить своих сотрудников.
Мы еще не преодолели кризис, мы находимся на середине пути, будущее кажется крайне непредсказуемым. Продлится ли эта ситуация несколько месяцев, или у нас будут проблемы со здоровьем и экономикой на протяжении нескольких лет? Независимо от того, как скоро все это закончится, всем очевидно, что человечество находится в середине большой перезагрузки: нового образа мышления о работе, жизни, бизнесе и лидерстве. Давайте разберем подробнее.
Мир пережил одно из самых значительных в истории десятилетие роста. После экономического кризиса 2008 года случилось 11 лет роста ВВП и десять лет разговоров о цифровых преобразованиях, о навыках и рабочих местах будущего, а также о том, как преуспеть в мире, где безработица находится на низком уровне. Рынок акций и рабочих мест взорвался, руководители компаний разбогатели, а компании выпустили столько акций, что вернули их акционерам. Однако по мере того, как прогресс развивался, появились и проблемы. Неравенство в доходах усугубилось, время в пути на работу увеличилось, у людей стали появляться признаки стресса.
Глобальная производительность отставала от ВВП на целое десятилетие, и такие проблемы, как тревога, подавленность и количество самоубийств, росли. И, возможно, самым тревожным показателем социального дисбаланса является уровень рождаемости: семьи в развитых странах не имеют достаточного количества детей, чтобы заменить сегодняшнее поколение.
Мы наблюдали значительный экономический подъем в Индии и Китае, стремительный рост бизнеса на Ближнем Востоке в Восточной Европе. Руководители думают гораздо больше о своих подчиненных: об их состоянии, навыках, комфорте. В сфере HR-технологий это был самый активный период. Удивительные возможности искусственного интеллекта (ИИ) внесли много изменений в область управления персоналом и оценки.
И вот пришло время большой перезагрузки, которая требует перестройки многих процессов.
Первое необходимое изменение — приспособление бизнеса к удаленной работе, перенос офиса в цифровое пространство. И сделать это нужно правильным образом. Несмотря на то, что уже многие процессы происходят онлайн, они до сих пор не доведены до идеала и доставляют неудобства. Одна из ключевых проблем — неумение остановиться, из-за чего страдает здоровье и психическое состояние. С появлением технологий, мы столкнулись с беспрерывным потоком информации, который надо обрабатывать — электронные письма, звонки, заявки, проекты.
Вероятнее всего, дальше — больше. Цифровое пространство занимает значительное место в жизни: появились спортивные секции онлайн, занятия с репетиторами, даже праздники по видеосвязи. Видеозвонки могут объединять людей из разных стран, это действительно большой успех.
Работа дома подталкивает нас к границам: мы приближаемся к «конечному состоянию» цифровой трансформации: сделать отдельные рабочие места и роли полноценными, продуктивными и приносящими удовольствие в виртуальной среде. И мы все быстро учимся.
Сегодня мы хорошо понимаем, что удаленная работа — это нечто большее, чем приобретение лицензии для Zoom или создание открытого рабочего пространства (Open Workspace). Необходимо выстроить ряд правил, установок и культурных норм, которые позволяют людям работать удаленно. Когда людям мешают работать дома, могут ли они пропустить собрание? Когда камера должна быть включена и когда выключена? Во что должны одеваться сотрудники?
Инструментов для удаленной работы становится больше с каждый днем, но вместо того, чтобы просто «бросать» их своим коллегам, попробуйте создать для них правильную атмосферу для удаленной работы: позитивную, продуктивную и приносящую удовлетворение. Объедините людей в этом процессе.
Второй перезапуск очевиден: экономичность берет верх. Бюджет будет урезан. И это может означать сокращение команды, а значит, определенно приведет к переосмыслению того, что вы делаете.
Это затрагивает много важных вопросов. Во-первых, увольнения, хотя они могут быть необходимы для выживания, могут быть губительными для бизнеса. «Выжившие» в результате сокращений теряют 20% продуктивности.
Во-вторых, теперь необходимо многое упрощать. Наконец, появилась возможность навести порядок: за прошедшие десять лет роста мы развели бюрократию, сложность и много дополнительных издержек. Нанимая менеджера, расширяя географию или запуская новый проект, вы слой за слоем наращиваете «вещи», некую оболочку на компанию.
В процессе исследования опыта сотрудников я обнаруживал компании, которые имеют 52 шага в процессе по выдаче кредитной карты, тратят 24 миллиона долларов в год на обзоры талантов и при этом десятки руководителей говорят, как сложно добиться того, чтобы дела делались. Теперь у нас есть право и обязанность решить подобные проблемы. Я люблю называть это «делать лучше меньшими усилиями».
Не стоит бездумно урезать половину процессов. Избавьтесь лишь от того, что действительно усложняет жизнь, но не улучшает результат. Скажите «до свидания и спасибо тебе» каждому процессу, совещанию, звонку и письму, который вам не нужен. И вам стоит быть безжалостными в этом.
В некоторых случаях не сразу ясно, что затрудняет коммуникацию. Так, в фармацевтической компании, которая является клиентом автора, персонал жаловался на нехватку «сотрудничества». После проведения опросов и исследований, выяснили, что истинной проблемой была бюрократия — в компании появилось так много комитетов, что люди просто перестали понимать, как работает система.
Начните переделку с чистого листа. Используйте дизайнерское мышление для всех своих действий. И не добавляйте новые программы, пока не избавитесь от старого.
Перезапуск номер три — это кардинальный сдвиг в культуре управления. Переход к эмпатии, сопереживанию и взаимопониманию.
Совсем недавно скончался Джек Уэлч, легендарный CEO General Electric. Принципы лидерства, которые он сформулировал в 1970х-1980х годах, увы, ушли вместе с ним. Сегодня их заменяют такие навыки руководителей как: умение слушать, способность вдохновлять, развивающееся мышление и значительная доля любопытства.
Сегодня высокоэффективные руководители отличаются от тех, что были раньше: они сопереживают, думают о людях и обществе, а также они действительно умеют слышать. Всегда будут существовать руководители, движимые финансовыми соображениями, но сегодня они становятся несостоятельными и не эффективными.
Почему? Этот кризис преподносит нам важный человеческий урок. Прежде всего, это кризис безопасности и здоровья, который влечет за собой экономические и бизнес-проблемы.
Можно сравнить это с ситуацией, когда мы управляем компанией, в которой произошел мощный взрыв, уничтоживший половину объектов. Мы не можем просто починить здания, мы должны сначала убедиться в безопасности людей.
Знаете ли вы, что такие компании, как Chevron и Exxon, считают безопасность своей главной целью? Они делают это потому, что понимают, что их бизнес не будет функционировать, если люди не будут чувствовать себя в безопасности (плюс, конечно, экономические издержки аварий огромны).
Генеральный директор сегодня становится генеральным «сочувствующим» директором. Если руководитель не считает, что «люди прежде всего», компании будет трудно противостоять этому кризису.
Эмпатия в деле. Умение слушать в деле. Давление, создание конкуренции и духа соперничества, ускорение темпов роста — все эти приемы в прошлом.
Это серьезная тема. Последнее десятилетие создало размытое чувство доверия. Исследования Эдельмана показывают, что мы не доверяем политике, мы не доверяем средствам массовой информации, и мы едва доверяем капитализму (56% людей думают, что капитализм не решает мировые проблемы). Сегодня компании должны оправдывать доверие людей, ведь они являются «самыми надежными институтами» в жизни современного общества.
Доверие — это сложно, предположим, что оно состоит из трех фундаментальных компонентов: этики, компетентности и права голоса. Три простых слова. Но три очень сложные идеи.
Эти три вещи формируют сложную природу доверия. А в текущей перезагрузке мы вступаем в новый мир бизнеса, в центре которого находится доверие.
Пятая перезагрузка — это возрождение и переосмысление HR. Управление персоналом сегодня — герои, сегодня они в роли фронтовых врачей в компании. Необходимо собраться вместе, выстроиться в единое целое и переориентировать ваше время.
Долгосрочные программы (переквалификация, опыт сотрудников, платформы управления человеческим капиталом) не прошли бесследно. Действительно, они важны как никогда. Но прямо сейчас необходимо переориентировать эти программы, сделать их более простыми и актуальными, и обязательно использовать их для незамедлительной помощи людям.
Почти каждый отдел по работе с персоналом сегодня находится в процессе трансформации. Сейчас самое время «заняться этим — и быстро».
Необходимо избавиться от практики администрирования, быстрее автоматизировать себя, реорганизовать свою внутреннюю команду и создать гибкую структуру, которая позволит быть гибкими экспертами.
Все происходящие изменения оказались неожиданными для всех, но на самом деле, в долгосрочной перспективе, это позитивные преобразования.
Пришло время упростить работу, собрать людей в цифровом пространстве и пересмотреть наши приоритеты в пользу доверия, отзывчивости и поведения. Мы справимся с этой задачей.