Harvard Business Review
Автор статьи:Андреа Ованс
Любому, кто пытается вникнуть в суть эмоционального интеллекта, не придется тратить много времени на изучение истории: концепция свежая, а применять ее в бизнесе стали буквально несколько лет назад.
Термин появился в 1990 году в исследовательской работе двух профессоров психологии, Джона Д. Майера из UNH (университет Нью-Хэпшира) и Питера Салвея из Йельского университета. Несколько лет спустя Майер дал термину следующее определение в издании Harvard Business Review:
Эмоциональный интеллект не обязательно включает в себя оптимизм, инициативность и уверенность в себе, как гласят некоторые определения.
Прошло почти десятилетие после того, как этот термин был введен психологом университета Рутгерс, Даниэлем Гоулманом, чтобы доказать важность эмоционального интеллекта для лидерства в бизнесе. В 1998 году в одной из статей журнала Harvard Business Review «Что определяет лидера», он пишет: «Все эффективные лидеры имеют общее важное качество: они все обладают высокой степенью того, что стало известно как эмоциональный интеллект». Дело не в том, что IQ и технические навыки не имеют значения. Они имеют значение, но.... это требования для поступления на руководящие должности начального уровня. Мои исследования, наряду с другими недавними исследованиями, показывают, что эмоциональный интеллект является непременным условием лидерства. Без него человек может иметь лучшую подготовку в мире, острый, аналитический ум, и бесконечный запас идей, но не быть выдающимся лидером. Определены пять компонентов эмоционального интеллекта, которые позволяют индивидуумам распознавать, связываться и учиться на основе своих собственных и чужих психических состояний:
Интересно отметить, что Майер и Салвей ввели понятие эмоционального интеллекта в том же году, когда была изобретена функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и появилась возможность увидеть, что происходит в мозгу в процессе его работы.
Работа Гоулмана пронизана этими идеями, самыми интересными исследованиями в области, можно назвать следующие:
— О механизмах харизмы;
— О том, что происходит на физическом уровне, когда понимаешь, что говорит другой человек;
— Когда эмоции перевешивают рациональность (или гнев затрудняет принятие решений);
— Когда лесть работает, а когда нет;
— О преимуществах сплетен в развитии общественных связей.
На самом деле, существует прямая взаимосвязь между финансовыми показателями и руководителями, способными к эмпатии.
Рациональное и эмоциональное «я» должны существовать в комплекте, в этом случае желаемый результат не заставить долго себя ждать.
Существуют также исследования, оспаривающие необходимость навыка эмоционального интеллекта в бизнесе. В этом направлении достигается определенный уровень зрелости, о чем свидетельствует наличие контраргументов. В частности, профессор Университета Пенсильвании, Адам Грант, который в своем исследовании отметил отсутствие связи между баллами по тестам эмоционального интеллекта и бизнес-результатам. В то время как Гоулман и другие оспаривают его методы, сам Майер в 2002 году указал в статье HBR, что «эмоциональный интеллект — это не единственный способ достичь успеха в качестве лидера. Блестящий стратег, который может максимизировать прибыль, может нанять и удержать талантливых сотрудников, даже если у него или у нее нет с ними сильных личных связей». Но построение этих прочных связей всегда дает преимущество.