Обучение руководителей

Десять заповедей руководителя

  • Источник:

    Результат

    Автор статьи:

    Дмитрий Славников

Их с самого начала было десять: 10 библейских заповедей — абсолютный источник нравственных ценностей. Но время шло... и в бизнесе пару столетий назад они преобразовались в семь правил для торговца. Практика коммерции внесла свои коррективы, и после тщательного влияния христианских норм на эффективность бизнеса ряд известных западных компаний предложили свои «кодексы бизнесмена». Следуя этим заповедям, деловой человек обязан руководствоваться правилом: «Оценивая методы и политику в области бизнеса, вспомни известную мудрость: согласуется ли все это с понятиями правды и справедливости?»

Остановимся на интерпретации этих заповедей, и убедимся, что они должны быть положены в основу деловых отношений в бизнесе.

Заповедь первая

Уважай власть, ибо во всем должен быть порядок.

Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел.

В структуре успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти. Это значит — уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения. Недостаточно относиться с уважением к начальству или к равным по положению людям, надо быть уважительным также и по отношению к подчиненным. Последнее является самой надежной гарантией самоуважения. Каждому служащему компании следует руководствоваться в своих действиях ее моральным кодексом.

Разные нации имеют различные нравы и обычаи в бизнесе. В одной стране дополнительное денежное вознаграждение будет рассматриваться как подарок, в другой — считаться взяткой. Но в любой стране обман — это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям. Деловые межличностные отношения в компании строятся на признании для каждого служащего определенной сферы его деятельности и предположительных результатов, за которые он несет ответственность.

Заповедь вторая

Будь целеустремленным, ибо для достижения цели надо сосредоточить все свои усилия.

Всегда имейте перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайтесь на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. Вместе с тем в стремлении достичь заветной цели не переходите грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Чтобы быть целеустремленным, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средства, талант. Честность бизнесмена — это целостность характера и чистота поставленной цели. Причем, моральные ценности бизнесмена и его личные дела не должны идти вразрез с целями и ценностями его компании. В свою очередь, цели компании не должны противоречить целям и моральным ценностям ее сотрудников.

Заповедь третья

Будь верен своему слову, не разделяй слово и дело.

Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

Руководитель должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Верность слову включает в себя выполнение элементарных устных обязательств, и сложных, зафиксированных в контрактах договоренностей. Здесь не может быть мелочей.

Я держу свое слово. Мои слова приобрели силу долговой расписки. Мои коллеги полагаются на меня, я, в свою очередь, имею полное право рассчитывать на них.
Бак Роджерс, экс-вице-президент IBM по маркетингу

Эффективность делового общения определяется также тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова.

На переговорах нельзя произвольно пользоваться значением слов; слова должны иметь четко определенный смысл, не имеющий разночтений.

Речь менеджера не должна быть непонятна, и тем более груба. Вульгарный язык вызывает у собеседника негативную реакцию, а также настороженное отношение к говорящему, и, следовательно, к компании, которую тот представляет.

Заповедь четвертая

Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни.

Отдых — необходимое условие для творческой и эффективной работы.

Эффективность работы компании зависит от самочувствия и состояния здоровья ее служащих. Отдых восстанавливает силы, защищает мозг от эмоциональной и умственной перегрузки.

Компания регулярно должна рассматривать потребности своих служащих, объективно оценивая их рабочую нагрузку. Выходные дни, перерывы, отпуска — все это планируется с учетом физических возможностей работника. Атмосфера бережного и предупредительного отношения друг к другу служит залогом продуктивности дела и его безопасности.

Заповедь пятая

Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом.

Опыт и мудрость родителей, учителей, наставников помогает нам избегать многих ошибок и лучше ориентироваться в жизни. Прислушиваться к советам опытных людей, уважать культуру и традиции народа, среди которого живешь, — это необходимо для установления преемственности во всех областях человеческой жизни, равно как и в той области, которая именуется бизнесом.

Заповедь шестая

Уважай человеческую жизнь, достоинство и права человека.

Осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми.

Любовь и уважение к человеку труда со стороны бизнесмена порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

Не место в бизнесе «медленным самоубийцам» (наркоманам, алкоголикам, ...), это несовместимо с эффективностью работы.

Золотое правило этики: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к тебе, применительно к бизнесу означает — никогда не увеличивай свое богатство за счет уменьшения богатства другого.

Заповедь седьмая

Будь постоянен в отношениях и в браке.

Семья является фундаментом любого общества и любой культуры.

Хорошая, крепкая семья — это залог процветания бизнесмена, его компании. Личность должна быть ответственна за свой дом и за свою семью. История свидетельствует, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьей.

Компания не имеет никакой власти над семьей, а крепкая семья и хорошие в ней отношения влияют на работоспособность ее членов, тем самым является залогом процветания фирмы. Непостоянство же сексуальных связей свидетельствует о легкомыслии человека, что несовместимо с серьезным подходом к работе.

Заповедь восьмая

Правильно рассчитывай свои средства.

Двумя отличительными чертами процветающего бизнесмена являются:
— Оптимальное использование средств и ресурсов. 
— Мудрое руководство людьми.

Бизнесмену следует жить по средствам, не зарываться, выбирать дело по плечу. Всегда оценивайте свои возможности, действуйте сообразно своим средствам.

Сущность компании, ее имущество и принадлежащая ей информация не могут быть использованы служащими для достижения личной выгоды. Компания заинтересована в развитии личности, деловых способностей и компетентности каждого служащего.

Фаворитизма в компании быть не должно: все сотрудники должны оцениваться лишь по своим деловым качествам.

Заповедь девятая

Будь честен и правдив

Хорошая репутация — это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Честность и правдивость — это основные блоки в здании эффективного управления, высокой прибыли и гармоничных межличностных отношений. Без колебаний отклоняйте бесчестные предложения. Дорожите добрым именем компании и своим собственным.

Заповедь десятая

Уважай право частной собственности

Система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду.

Уважение, престиж, благополучие — это результаты работы. Но это не цель. Цель  — максимальное использование своих сил и способностей. Заработная плата и иные вознаграждения — это компенсация затраченных усилий. Компании выгодно стимулировать новаторство и инициативу.

Заповеди эти — кодекс чести профессионала-бизнесмена. Следуйте им, и успех обязательно придет к вам.

За каждым из этих правил сокрыто профессиональное качество:

1. собранность,
2. дисциплинированность,
3. целеустремленность,
4. организованность,
5. умение держать слово,
6. внимательность к людям,
7. ответственность за семью и дело,
8. расчетливость и деловитость,
9. честность и правдивость,
10. трудолюбие и предусмотрительность.

Все эти качества не существуют сами по себе, они выносятся на суд людей, более того — они все «не для меня лично, а для других». Обладая этими качествами, вы в любых экстремальных ситуациях, неожиданностях, передрягах сможете сохранить человеческое лицо. Апробация этих качеств возможна только на практике: в общении с людьми, с близкими в семье, с сослуживцами в компании, с клиентами, с деловыми партнерами.