Джош Берзин, один из ведущих аналитиков и предсказателей трендов в HR опубликовал своё новое исследование, где перечисляет основные тенденции в развитии технологий управления персоналом, с которыми мы будем заканчивать этот год и входить в следующий, 2020. Исследование большое, например, одних провайдеров в нём описано более 100, но в данном материале будет приведена самая суть, ключевые выводы, которые делает Берзин. Итак, что же будет происходить на рынке HR-технологий.
На сегодняшний день существует множество утвердивших себя поставщиков облачных платформ HCM (Oracle, Workday, SAP, ADP, Ultimate, Ceridian, Infor, Namely, Gusto, Paycor, HiBob, Sage, и многие другие), которые развились до такой степени, что работа с талантами стала дополнять их основные учетно — кадровые функции и функции начисление зарплаты.
Тем не менее, следует отметить, что подход к взаимодействию с пользователем значительно изменился, к чему многие приспособиться не смогли. Рынком овладела новая идея — платформы опыта сотрудников (employee experience), которые зачастую играют ведущую роль в области управления человеческим капиталом. Несмотря на попытки производителей платформ по HCM разработать комплексную систему управления талантами, рынок продвинулся настолько, что многие из них пошли на сотрудничество c с другими вендорами.
При том, что классическая система управления обучением и талантами еще существует, теперь стала доступна совершенно новая, переосмысленная разновидность платформ. Как было сказано в одной из предыдущих статей, такие технологии идут вопреки традиционному подходу к управлению талантами, так как разработаны в первую очередь для сотрудников и только потом для отдела HR.
В течение многих лет считалось, что система управления человеческим капиталом представляет из себя единую систему учета. В некоторых случаях так оно и остается, но сейчас это уже недостаточный подход.
На сегодняшний день большинство компаний оперируют множеством систем учета, связанных между собой общеорганизационной системой аутентификации, которая часто дополняется «информационным озером» для хранения архивных данных.
Вдобавок к этому появился новый набор программного обеспечения (который мы раньше называли порталом самообслуживания HR) для создания полноценных «путешествий» сотрудников (employee journeys). Этот новый рынок «платформ опыта сотрудников» становится крайне привлекательным.
Так как большинство инновационных решений, необходимых сегодня, исходят от небольших компаний, нужно быть уверенным, что вдобавок к базовой системе HCM вы проектируете так называемую «экосистему приложений».
Благодаря десятилетнему росту занятости, инвестиции в рынок труда выше, чем когда-либо прежде, а новые технологии и решения на основе ИИ по-настоящему восхищают. Подбор персонала является крупнейшим рынком для искусственного интеллекта в HR сфере. На данный момент доступны системы поиска, оценки и отбора персонала, собеседований и управления опытом на основе ИИ. Команды рекрутеров (как и остальные HR) должны быть интеграторами этих процессов, но на этом этапе ни одна платформа не способна все это осуществить в одиночку.
Вы также заметите, что многие вендоры, работающие в сфере подбора персонала, переходят в службы внутренней мобильности талантов, управления карьерой и другие смежные сферы. Почему? Рынок рекрутинга переполнен («красный океан»), и многие из этих поставщиков обладают крайне полезными технологиями обеспечения внутренней мобильности. Внутренний рынок труда в настоящее время больше, чем когда-либо, благодаря постоянно сокращающейся рабочей силе.
Как я уже много раз говорил, переподготовка и постоянное повышение квалификации — вопрос уровня генерального директора, и вы будете поражены доступными сейчас инструментами. Системы управления обучением не исчезли, но они определенно отходят на задний план. Платформы для обмена опытом — бурный рынок, который в настоящее время дополняется совместным обучением, созданием видеоматериалов, рекомендациями по контенту на основе искусственного интеллекта, механизмами предварительной и самостоятельной оценки навыков, а также потрясающими методиками микро-обучения.
Рынок корпоративного благополучия с бюджетом в 48 миллиардов долларов является, пожалуй, самым раздробленным и «взрывоопасным» из всех. Инструменты для поддержания психического и эмоционального здоровья, снижения стресса, физической подготовки, питания и финансового благополучия встречаются повсеместно. Большинство крупных поставщиков медицинских услуг вкладывают средства в новые автоматизированные системы на базе искусственного интеллекта, которые можно сочетать и адаптировать к потребностям любой рабочей силы по всему миру. Платформы благополучия (Virgin Pulse, LimeAde, MEquilibrium и другие) могут объединить эти приложения и по-настоящему изменить поведение Ваших сотрудников.
Я не думаю, что этот рынок существовал десять лет назад, но сегодня это уже полноценный сегмент рынка технологий, и следует понимать, что это вам доступно, потому что это чрезвычайно важный аспект для формировании бренда работодателя и бренда самой компании.
Все инструменты для опроса сотрудников и обратной связи быстро превращаются в «платформы действий», системы сбора информации и выработки практических рекомендаций для руководства. Это серьезный шаг вперед, и некоторые поставщики явно лидируют в этом направлении. Новый тип поставщиков сегодня предлагает инновационные «слушающие платформы», которые выходят за рамки исследования удовлетворенности.
Сегодняшний мир перешел от платформ психологических тестов к расширяемой корпоративной инфраструктуре для улавливания мнений, сбора разнообразной обратной связи и всевозможных опросов.
Искусственный интеллект уже появился, а это значит, что аналитика, организационный анализ сетей, чат боты и нейролингвистическое программирование теперь являются частью HR. Какой бы новой и запутанной ни была эта технология, все эти инструменты перейдут из категории «второстепенных» в категорию «ключевых», поскольку в компаниях теперь понимают, что они могут приобрести большую часть этой технологии по мере необходимости, без того, чтобы создавать все собственными силами.
Я не буду подробно обсуждать каждого производителя, но отмечу, что Microsoft (LinkedIn и Glint), Google (Google Jobs), IBM (продукты марки Watson), Salesforce (Trailhead), Facebook (Workplace) и ServiceNow вышли на этот рынок. Все они — многомиллиардные поставщики, готовые конкурировать с уже существующими Oracle, Workday, SuccessFactors, ADP и остальными.
Рынок венчурных и прямых инвестиций в этом году вложил почти 4 миллиарда долларов, при этом такие компании, как Saba, JobVite, Kronos, Infor, Kazoo и многие другие получили «зрелые инвестиции». Кроме того, на стартапы было направлено более 1 млрд долларов венчурных средств. Практически у каждой венчурной компании теперь есть партнер по HR-технологиям, и почти все, кто когда-либо продавал свою компанию, становятся сегодня бизнес-ангелами.
Под влиянием таких инвестиций, на рынке воцарила беспрецедентная неразбериха. Существует такое количество стартапов, что рынок едва ли способен их удержать. Это значительно усложняет деятельность как производителей HR-технологий, так и покупателей.
Руководители служб персонала часто говорят мне: «Можете попросить всех этих поставщиков прекратить мне звонить?» Разумеется, я не могу, но ситуация проблематичная. Когда Вы, как покупатель, путаетесь, то как правило, делаете паузу и ждете, а это усложняет Вашу работу и несомненно разочаровывает поставщиков.
Как я уже отметил в докладе, необходим человек, выступающий в роли «архитектора», чтобы взглянуть на эти системы и быть готовым к первым пробам — ведь все эти инструменты поразительны, и в конечном счете у Вас их наберется достаточно много (В докладе Sierra-Cedar сказано, что стандартная крупная компания имеет 11 систем учета HR, а мое исследование показывает, что команды L&D оперируют 22 различными инструментами в этой области).
Несмотря на этот ажиотаж, все хорошо. Продукты сегодняшнего рынка более развиты, проверены, и лучше продуманы, чем когда-либо раньше. Я часто общаюсь с разработчиками после просмотра демонстраций и говорю: «Ничего себе, вы действительно превзошли себя».
В связи с этим, мы имеем последний вопросу в этой статье: как решить, что покупать? Опыт подсказывает, что простой запрос предложения не является подходящим вариантом. Ваш отдел закупок может быть заинтересован в этом, чтобы снизить цену, однако существует намного более эффективное решение. Необходимо тщательно изучить рынок, точно определить Ваши потребности, испытывать новые инструменты и работать над возможными решениями совместно с коллегами.
Сейчас захватывающее время для лидеров HR, технологов и поставщиков. Впереди нас ждет увлекательный год!