Harvard Business Review
Автор статьи:Уитни Джонсон
Недавно кто-то оставил вмятину на припаркованной машине моего знакомого. Позвонив в страховую компанию, он услышал следующие слова: «В данный момент мы не можем Вам ответить. Оставьте сообщение и мы вам обязательно перезвоним». Он пытался связаться с компанией 12 раз, но перезвонили ему лишь дважды. Для чего нужен автоответчик, который обещает, что клиенту перезвонят, если ответный звонок следует лишь в 20% случаев? Скорее всего он существует по той же причине, по которой мы обещаем «ответить на это письмо в понедельник», но чаще всего не делаем этого.
Мы перегружаем себя. Нам не нравится разочаровывать людей, поэтому говорим то, что они хотят услышать. Ощущая давление в конкретный момент, мы не думаем о том, что позже ситуация может стать гораздо более напряженной. Мы не задумываемся о том, сколько времени на самом деле займет исполнение обещанного — и не оставляем себе достаточно свободного времени для того, чтобы справиться с неизбежными задержками и непредвиденными ситуациями.
Автор статьи делится своим опытом:
«Несколько лет назад я постоянно отменяла или переносила свои планы. Я соглашалась на любую встречу (что гораздо проще отказа), но чем меньше времени до нее оставалось, тем сильнее мне хотелось ее отменить. Чаще всего, так я и делала. Потом я прочитала книгу Стивена М.Р. Кови “The Speed of Trust”. В ней описано, как заслужить доверие окружающих. Мне всегда казалось, что я надежный человек, но автор объясняет, что постоянно отменяя назначенные встречи, человек теряет доверие к себе. Если вы не выполняете обязательства, которые добровольно берете на себя, то доверия быть не может. С тех пор я поняла, что искушение не доводить дело до конца усугубляется тем, насколько это просто. Никогда не было так легко и безболезненно отменить встречу, чем в эпоху текстовых сообщений. Можно отказаться от встречи, не разговаривая, а тем более не встречаясь с кем-либо. Мы можем отменить встречу за пять минут и без объяснения причин. Просто добавив смайлик к сообщению, мы можем убедить себя в том, что по сути выполнили свое обязательство».
Но наш ход мыслей гораздо менее безобиден. Нам становиться стыдно. Мы размышляем о том, что делать, и нерешительность нас изматывает. В конце концов, мы отменяем планы, и подрываем уверенность в себе. Это укрепляет нашу уверенность в том, что мы не можем все успеть, не можем контролировать свой график, или даже свои усилия.
Со временем, мы начинаем замечать последствия этого в личной жизни и в особенности на работе. Сдержанные обещания — знак зрелости. Сотрудники, которые выполняют поручения не полностью или не вовремя, постоянно опаздывают, пропускают встречи и отменяют планы, значительно затрудняют работу своих коллег и работодателей.
Поскольку эти вредные привычки почти повсеместны, они неизбежно сопровождают некоторых из нас на руководящих должностях. В результате, те проблемы, которые они создают на рабочем месте, только усиливаются. Нельзя требовать ответственности от подчиненных, когда вы сами не являетесь ответственным. Трудно доверять другим, когда мы знаем, что на себя нельзя рассчитывать. Как можно вдохновить преданность в тех, кого мы ведем, когда им очевидно, что преданность для нас — незначительный принцип? Невозможно быть хорошим лидером, если мы не управляем собой.
Год назад я решила, что больше не буду переносить свои дела и перестану относиться к ним просто как к делам. Оказалось, что чем чаще я выполняла свои обещания, тем меньше я о них волновалась. Чем чаще я сдерживала обещания, тем более уверенно я себя ощущала. К тому же, я научилась понимать, сколько времени занимают мои дела, что помогло точнее рассчитывать сроки выполнения работы.
Если говоря «да», вы на самом деле хотите отказаться, то так и скажите. Все мы находимся в одинаковом положении — с ограниченным временем и кажущимся бесконечным списком дел. Не знаете, как сказать «нет»? Найдите ответ в интернете. Обязуйтесь не соглашаться на что-либо, если не сможете довести дело до конца. Попросите время подумать, если не уверены. Не перегружайте себя планами. Если же их действительно много, может понадобиться переходный период, чтобы избавиться от всего лишнего; после этого, пообещав что-то сделать, придерживайтесь этого обещания. Если обязательство казалось хорошей идеей с самого начала, то так это и есть — даже если его ценность заключается не столько в самом действии, сколько в вашей надежности и готовности довести дело до конца.