Harvard Business Review
Автор статьи:Айлет Фишбах
Мотивация практически всегда персонализирована. Установки, мотивирующие одного человека, с высокой долей вероятности, не будут мотивировать других. Помимо этого, все люди имеют разный уровень упорства и настойчивости. Однако, после 20 лет исследований человеческой мотивации, профессор бизнес-школы в Чикаго, Айелет Фишбах и его команда, определили несколько стратегий, которые подходят для большинства людей, независимо от их цели: похудеть, накопить деньги, или реализовать сложный рабочий проект. Статья может быть полезна, если вам доводилось бросить дело на полпути из-за прокрастинации или недостатка чувства ответственности (а кто же с этим не сталкивался?).
Когда люди работают над достижением цели, чаще всего у них проявляется всплеск мотивации на начальном этапе, который резко снижается в середине, в этот период человек зачастую бросает начатое. С этим можно бороться следующим образом: разделите одну большую задачу на несколько частей, можно называть их «короткими серединами». Таким образом, контролируя себя еженедельно, а не ежемесячно, гораздо проще поддерживать устойчивый прогресс.
Вторая стратегия заключается в том, чтобы изменить восприятие достигнутого прогресса. Когда мы получаем первый видимый результат, необходимо не останавливаться на этом, а приумножать его. Например, участники программ лояльности склонны тратить больше, когда они понимают, что вскоре получат награду, будь то дополнительная скидка, подарочный продукт или услуга.
Еще один ментальный трюк — попробуйте фокусироваться на том, что вы уже сделали. В середине пути оцените достигнутое, и переключите внимание на то, что осталось выполнить. Это может помочь повысить мотивацию для выполнения задачи. Например, в рекламной акции для постоянных покупателей, маркетологи акцентировали внимание на завершенных шагах («вы совершили две из 10 покупок»). Этот ход увеличил количество покупок на начальном этапе. Далее внимание переключили на пропущенные шаги («всего две покупки и вы получите подарок!»), что стимулировало потребление, поскольку клиенты приблизились к цели и сосредоточились на ней еще больше.
Эта тактика может работать как для выполнения рутинных задач (рассылка 40 благодарственных писем, например), так и для более сложных целей (стать профессионалом в каком-либо деле, например, освоить пианино). В первом случае, отправив 20 писем, остановитесь, и оцените, сколько осталось. Точно так же начинающий пианист должен сосредоточиться на всех приобретенных в начале навыках, а затем, по мере продвижения, сфокусироваться на технических задачах (арпеджио, трели, тремоло и т. д.), которые необходимо освоить.
Люди — это социальные существа. Мы постоянно смотрим вокруг, чтобы увидеть, что делают другие, и их действия влияют на наши собственные. На вашу производительность труда может повлиять даже усердный коллега, рядом с которым вы сидите в офисе. Но процесс обстоит сложнее, когда дело доходит до вопроса мотивации. Когда мы видим, как коллега ускоряет выполнение задачи, которая кажется сложной, мы реагируем одним из двух способов: либо мы вдохновлены и копируем его поведение, либо мы теряем мотивацию, предполагая, что он выполнит все сам. Это весьма закономерно: люди процветали как вид благодаря индивидуальной специализации и максимально используя свои сравнительные преимущества.
Проблема в том, что, мы не всегда умеем делегировать задачи. Но мы можем использовать социальное влияние в наших интересах. Одно из правил — никогда не наблюдайте пассивно за амбициозными, эффективными и успешными коллегами: слишком велик риск, что это будет демотивировать. Вместо этого обсудите с коллегами, чего они пытаются добиться, активно выполняя сложные задачи и почему они рекомендуют это делать. Исследования показывают, с большей вероятностью люди купят продукт, рекомендованный знакомыми, чем когда они просто узнают, что друг что-либо приобрел. Когда вы выслушиваете, чем руководствовались люди, которые являются вашей ролевой моделью, для достижения целей, это помогает вам обрести дополнительное вдохновение и структурировать собственные взгляды.
Интересно, что с большей долей вероятности, можно преодолеть нехватку мотивации, если вы даете советы, нежели спрашиваете других. Это стимулирует действие. В недавнем исследовании было выдвинуто предположение, что люди, находящиеся в поиске работы, нуждаются в советах экспертов для достижения цели. На самом деле, большего успеха они достигали, если сами давали советы другим, таким образом, они разрабатывали стратегию поиска работы, которой в дальнейшем сами могли успешно воспользоваться.
Последний способ использовать положительное социальное влияние — это признать, что люди, которые будут наилучшим образом мотивировать вас для выполнения определенных задач, не обязательно сами выполняют эти задачи хорошо. Например, это люди, которые разделяют с вами общую цель: близкие друзья, семья или наставники. Если мы помним, что должны достичь успеха во имя семьи или любимого человека, это дает нам действительно высокий уровень мотивации. Женщина может выполнять действительно тяжелую работу во имя своих детей, а мужчина, например, с большим успехом будет поддерживать себя в хорошей физической форме, если его окружают такие же подтянутые и активные друзья.
В позитивной психологии «поток» определяется как ментальное состояние, в которое полностью погружен человек. Находясь в «потоке», необходимо быть активно вовлеченным в деятельность и наслаждаться процессом. Увы, это чувство может быть мимолетным или неуловимым в повседневной жизни. Чаще всего мы чувствуем себя бароном Мюнхгаузеном в болоте — изо всех сил пытаемся двигаться вперед для достижения наших целей.