Обучение руководителей

Самомотивация и ее развитие. Самоменеджмент. Практика

  • Источник:

    ITeam — технологии корпоративного управления

    Автор статьи:

    Светлана Иванова

В дополнение к статье «Самомотивация и ее развитие. Самоменеджмент» автор Светлана Иванова предлагает ряд практических заданий с возможными вариантами решений для развития как собственной мотивации, так и мотивации сотрудников.

Установки: позитив — негатив

Менеджеру по продажам предстоит пройти сложное обучение — освоение специфики продукции в течение двух недель. Он несколько демотивирован ем, что мог бы за это время осуществить ряд продаж и соответственно заработать. Сделайте рефрейминг ситуации как можно большим числом способов.

1. На тренинге ты научишься лучше преодолевать возражения клиентов, следовательно, сможешь осуществить больше продаж и заработать больше денег.
2. Тренинг поможет тебе стать универсальным продавцом, и ты привлечешь больше клиентов.
3. Ты научишься реализовывать товар, предоставляя меньше скидок, при этом увеличивая объем продаж.

Сотрудник, которого в ближайшем будущем планируется выдвинуть на руководящую должность, видит в работе начальника только преимущества, но не представляет ее реальных сложностей. Сделайте рефрейминг так, чтобы показать всю трудность и ответственность задач руководителя.

1. Если подчиненный допустил ошибку, претензии предъявляются к его начальнику.
2. Если результаты работы рядового сотрудника зависят только от его собственных усилий, то руководителю необходимо добиться эффективности от каждого человека.
3. Глава подразделения обязан знать ответы на все сложные вопросы о деятельности отдела и предприятия, возникающие у его подчиненных (не касающиеся узко профессиональных знаний).

Компания меняет форму организации юридического лица или повышает степень открытости для проверяющих органов. В связи с этим резко увеличиваются документооборот и отчетность. Такое положение раздражает работников компании. Сделайте рефрейминг этой ситуации, чтобы ее восприятие было позитивным.

1. Теперь вы сможете брать кредит в банке, благодаря подтверждению вашего легального дохода.
2. Придется готовить больше документов, зато вы можете быть уверены в стабильности компании.
3. От вас не потребуют лишней отчетности, т. к. теперь будет действовать четкая процедура ее подготовки.

Навыки решения проблем. Что делать и кто виноват?

Ситуация.

Неопытный сотрудник поехал на встречу к конфликтному клиенту. Тот остался недоволен результатами встречи, позвонил руководителю этого работника. Начальник уладил разногласие, затем пригласил своего подчиненного, сообщил ему о факте конфликта и его разрешении, а также рассказал об ошибке, которую, по его мнению, совершил сотрудник при построении отношений с этим клиентом.

Задача.

Проанализируйте ситуацию и предложите свой более удачный вариант действий руководителя.

Решение.

Не надо было без предварительной подготовки направлять неопытного человека к сложному клиенту. Стоило сначала попросить подчиненного самому проанализировать ситуацию и пути выхода из нее, а потом рассказать об итоге встречи. Это побудило бы работника взять ответственность на себя.

Ситуация.

Сотрудник сообщает своему начальнику о возникшей сложной ситуации, тот предлагает несколько путей выхода из нее и просит подчиненного самостоятельно выбрать лучший.

Задача.

Проанализируйте эту ситуацию и, если необходимо, измените действия руководителя.

Решение.

Начальнику надо добиться того, чтобы подчиненный сам предлагал варианты решений, а руководителю оставался выбор или их корректировка (такой подход формирует у работника ответственность за свои решения).

Ситуация.

Когда сотрудники приходят к вышестоящему лицу с вопросом о возникшей сложной ситуации, тот раздражается и говорит о том, что они выдумывают проблемы сами.

Задача.

Проанализируйте, каковы могут быть причины такой ситуации. Постарайтесь отойти от стереотипов.

Решение.

Причины могут заключаться в следующем: избегание проблем руководителем, его перегруженность работой, его неумение находить выход из сложных ситуаций, негативное отношение именно к данным сотрудникам; подчиненные обращаются действительно по пустякам, они не могут четко сформулировать свое сообщение, преувеличивают, обращаются по тем вопросам, которые обязаны решать сами, излишне эмоциональны; в организации неправильно налажены коммуникации и зоны ответственности (люди не знают, кто за что отвечает).

Стереотипы. Вариативность. Алгоритм.

Как можно большим количеством способов разрушьте данные стереотипы.

Успешный сотрудник успешен во всем.

— Часто ли нам встречаются Ломоносовы (универсальные гении)?
— Можно хорошо водить машину и в то же время плохо готовить.

Если человек один раз повел себя негативно, то также он будет поступать и в будущем.

— Все, кто в детстве стянули конфету, не обязательно становятся ворами.
— Если студент не сдал экзамен, то не сдаст уже никогда? Тогда бы почти не было людей с высшим образованием.

Если человек работал в определенной сфере, то всю жизнь должен вести свою деятельность именно в ней.

— Как много разных дел вы способны выполнять?
— Какое у вас образование (для людей от 30 лет)?
— Как вы считаете, стоит человеку развиваться или он всю жизнь должен оставаться на том уровне, который ему, возможно, уже не интересен?

Много лет трудиться в одной организации – признак лояльности.

— Особенно, когда лень искать другую работу или никуда больше не берут.
— В таком случае самые лояльные люди были в советское время: многие работали всю жизнь на одном месте.

Многолетняя работа в одной компании означает стагнацию, остановку в своем развитии.

— Легко ли пройти карьерный путь от торгового представителя до коммерческого директора, работая в одной организации?
— Можно ли назвать человека, у которого всю жизнь один брак, эмоционально холодным?

Любого человека мотивирует возможность карьерного роста.

— Каждому сотруднику нужны собственные стимулы в работе.
— Многие хотят отвечать только за себя.

Ситуация.

Работник из города N не имеет перспектив служебного роста в своем регионе. Как он должен поступить, чтобы осуществить желание продвинуться по карьерной лестнице?

Задача.

Предложите как можно больше вариантов его действий.

Решение.

— Переехать в другой регион, в котором есть такая возможность;
— Создать новое направление бизнеса в своем городе;
— Повысить темпы развития компании, с тем, чтобы появилась перспектива расширения штата;
— Сменить вид деятельности на смежный, более перспективный в плане карьерного роста;
— Поменять работу.

Задача на нестандартное мышление.

Два ковбоя состязались в скорости верховой езды. Зрители делали ставки, и участники получали от этого хороший доход. Но т. к. они были наездниками равной силы и почти всегда приходили к финишу вместе, публике вскоре это надоело, и люди перестали делать ставки. Ковбои решили поменять условия: выигрывает тот, чья лошадь придет к концу дистанции последней. Это вызвало большой интерес, было вложено много денег в игру. Но на старте ни один из ковбоев не захотел трогаться с места первым, ведь тогда он рисковал проиграть. Зрители начали возмущаться, грозились побить их за обман, как вдруг к состязающимся подошел старик, что-то сказал им, и они с огромной скоростью помчались к финишу. Что сказал старик?

Решение.

Старик предложил им поменяться лошадьми, ведь в этом случае тот, кто приедет к финишу первым, оставит позади свою лошадь, на которой скачет соперник.

Как справляться с негативной информацией

Ситуация.

Вы собираетесь на переговоры со сложным клиентом, который к тому же сотрудничает с вашими конкурентами.

Задача.

Опишите, как будете настраиваться на встречу с ним (эффективность варианта зависит от типа человека).

Решение.

— Я ничего не потеряю, но могу приобрести нового заказчика.
— Интересно, смогу ли переманить клиента на свою сторону, тем самым отобрать долю прибыли у конкурента.
— Потренируюсь в применении новой технологии представления конкурентных преимуществ.
— Познакомлюсь с клиентом: собрано много информации о его компании, а с коммерческим директором до сих пор не встречался.
— В сложных ситуациях я всегда добиваюсь большего.

Ситуация.

Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня. Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.

Задача.

Предложите выход из такой ситуации.

Решение.

— Перенести разговор на другое время.
— Воспринять, как тренинг переговоров.
— Если возможно, то сделать это письменно.
— После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.
— Не планировать на этот день ничего важного и сложного.

Ситуация.

Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность — серьезный недостаток.

Задача.

Как можно скорректировать данную ситуацию?

Решение.

— Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.
— Овладеть техникой переговоров.
— Больше общаться письменно.

Ситуация.

Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона — коммуникабельность, слабая — работа с документами.

Задача.

Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего «недостатка» на результаты работы.

Решение.

— Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.
— Несколько раз проверять документы.
— Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).
— Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.
— Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.

Ситуация.

Анализ собственной мотивации и характеристик в соотнесении с видом деятельности. Проанализируйте рассказ девушки, которая ищет работу.

Задача.

Предложите несколько вариантов коммерческих профессий, которые подходят ей, исходя из «карты мотиваторов» и проявившихся в речи индивидуальных особенностей.

«Меня всегда привлекала аналитическая и творческая работа. Когда я поступала в вуз, уже было понятно, что экономическое образование будет востребовано. Моя мама — главный бухгалтер, всю жизнь посвятила этой профессии, и она считала, что после вуза мне тоже нужно работать в данной области. Но мне не нравится рутина, когда все делаешь только в соответствии с четкими процедурами и налоговым законодательством, когда нет возможности проявить креативность. После 3 курса на практике мне удалось получить работу, связанную с финансовым анализом и отчетностью, которая велась по стандартам GAAP. Это показалось интересным, и я решила специализироваться именно в данном направлении. Однокурсница, которой удалось устроиться в инофирму, посоветовала искать работу уже сейчас, на 4 курсе, с тем, чтобы по окончании вуза у меня был шанс найти действительно хорошее место или сделать карьеру в той организации, в которой начну работать сейчас. Поэтому оплата не является для меня значимым фактором, гораздо важнее — возможность научиться как можно большему и получить опыт работы в хорошей западной компании».

Решение.

Девушке оптимально подходит работа в маркетинге (по ряду вакансий), т. к. в этой области отлично сочетаются аналитика, креатив, свобода действий, кроме того, в данной сфере есть возможность добиваться реальных измеримых результатов, что для нее очень важно.
Ей не подходит работа в бухгалтерии и на большинстве финансовых стартовых позициях, поскольку они подразумевают большое количество процедур и ограничений. Ее мотивация — карьерный рост в будущем, приобретение позитивного опыта, престиж (западная компания), творческая работа, возможности развития.