ITeam — технологии корпоративного управления
Автор статьи:Светлана Иванова
В дополнение к статье «Самомотивация и ее развитие. Самоменеджмент» автор Светлана Иванова предлагает ряд практических заданий с возможными вариантами решений для развития как собственной мотивации, так и мотивации сотрудников.
Менеджеру по продажам предстоит пройти сложное обучение — освоение специфики продукции в течение двух недель. Он несколько демотивирован ем, что мог бы за это время осуществить ряд продаж и соответственно заработать. Сделайте рефрейминг ситуации как можно большим числом способов.
Сотрудник, которого в ближайшем будущем планируется выдвинуть на руководящую должность, видит в работе начальника только преимущества, но не представляет ее реальных сложностей. Сделайте рефрейминг так, чтобы показать всю трудность и ответственность задач руководителя.
Компания меняет форму организации юридического лица или повышает степень открытости для проверяющих органов. В связи с этим резко увеличиваются документооборот и отчетность. Такое положение раздражает работников компании. Сделайте рефрейминг этой ситуации, чтобы ее восприятие было позитивным.
Ситуация.
Неопытный сотрудник поехал на встречу к конфликтному клиенту. Тот остался недоволен результатами встречи, позвонил руководителю этого работника. Начальник уладил разногласие, затем пригласил своего подчиненного, сообщил ему о факте конфликта и его разрешении, а также рассказал об ошибке, которую, по его мнению, совершил сотрудник при построении отношений с этим клиентом.
Задача.
Проанализируйте ситуацию и предложите свой более удачный вариант действий руководителя.
Решение.
Не надо было без предварительной подготовки направлять неопытного человека к сложному клиенту. Стоило сначала попросить подчиненного самому проанализировать ситуацию и пути выхода из нее, а потом рассказать об итоге встречи. Это побудило бы работника взять ответственность на себя.
Ситуация.
Сотрудник сообщает своему начальнику о возникшей сложной ситуации, тот предлагает несколько путей выхода из нее и просит подчиненного самостоятельно выбрать лучший.
Задача.
Проанализируйте эту ситуацию и, если необходимо, измените действия руководителя.
Решение.
Начальнику надо добиться того, чтобы подчиненный сам предлагал варианты решений, а руководителю оставался выбор или их корректировка (такой подход формирует у работника ответственность за свои решения).
Ситуация.
Когда сотрудники приходят к вышестоящему лицу с вопросом о возникшей сложной ситуации, тот раздражается и говорит о том, что они выдумывают проблемы сами.
Задача.
Проанализируйте, каковы могут быть причины такой ситуации. Постарайтесь отойти от стереотипов.
Решение.
Причины могут заключаться в следующем: избегание проблем руководителем, его перегруженность работой, его неумение находить выход из сложных ситуаций, негативное отношение именно к данным сотрудникам; подчиненные обращаются действительно по пустякам, они не могут четко сформулировать свое сообщение, преувеличивают, обращаются по тем вопросам, которые обязаны решать сами, излишне эмоциональны; в организации неправильно налажены коммуникации и зоны ответственности (люди не знают, кто за что отвечает).
Как можно большим количеством способов разрушьте данные стереотипы.
Успешный сотрудник успешен во всем.
— Часто ли нам встречаются Ломоносовы (универсальные гении)?
— Можно хорошо водить машину и в то же время плохо готовить.
Если человек один раз повел себя негативно, то также он будет поступать и в будущем.
— Все, кто в детстве стянули конфету, не обязательно становятся ворами.
— Если студент не сдал экзамен, то не сдаст уже никогда? Тогда бы почти не было людей с высшим образованием.
Если человек работал в определенной сфере, то всю жизнь должен вести свою деятельность именно в ней.
— Как много разных дел вы способны выполнять?
— Какое у вас образование (для людей от 30 лет)?
— Как вы считаете, стоит человеку развиваться или он всю жизнь должен оставаться на том уровне, который ему, возможно, уже не интересен?
Много лет трудиться в одной организации – признак лояльности.
— Особенно, когда лень искать другую работу или никуда больше не берут.
— В таком случае самые лояльные люди были в советское время: многие работали всю жизнь на одном месте.
Многолетняя работа в одной компании означает стагнацию, остановку в своем развитии.
— Легко ли пройти карьерный путь от торгового представителя до коммерческого директора, работая в одной организации?
— Можно ли назвать человека, у которого всю жизнь один брак, эмоционально холодным?
Любого человека мотивирует возможность карьерного роста.
— Каждому сотруднику нужны собственные стимулы в работе.
— Многие хотят отвечать только за себя.
Ситуация.
Работник из города N не имеет перспектив служебного роста в своем регионе. Как он должен поступить, чтобы осуществить желание продвинуться по карьерной лестнице?
Задача.
Предложите как можно больше вариантов его действий.Решение.
— Переехать в другой регион, в котором есть такая возможность;
— Создать новое направление бизнеса в своем городе;
— Повысить темпы развития компании, с тем, чтобы появилась перспектива расширения штата;
— Сменить вид деятельности на смежный, более перспективный в плане карьерного роста;
— Поменять работу.
Задача на нестандартное мышление.
Два ковбоя состязались в скорости верховой езды. Зрители делали ставки, и участники получали от этого хороший доход. Но т. к. они были наездниками равной силы и почти всегда приходили к финишу вместе, публике вскоре это надоело, и люди перестали делать ставки. Ковбои решили поменять условия: выигрывает тот, чья лошадь придет к концу дистанции последней. Это вызвало большой интерес, было вложено много денег в игру. Но на старте ни один из ковбоев не захотел трогаться с места первым, ведь тогда он рисковал проиграть. Зрители начали возмущаться, грозились побить их за обман, как вдруг к состязающимся подошел старик, что-то сказал им, и они с огромной скоростью помчались к финишу. Что сказал старик?
Решение.
Старик предложил им поменяться лошадьми, ведь в этом случае тот, кто приедет к финишу первым, оставит позади свою лошадь, на которой скачет соперник.
Ситуация.
Вы собираетесь на переговоры со сложным клиентом, который к тому же сотрудничает с вашими конкурентами.
Задача.
Опишите, как будете настраиваться на встречу с ним (эффективность варианта зависит от типа человека).
Решение.
— Я ничего не потеряю, но могу приобрести нового заказчика.
— Интересно, смогу ли переманить клиента на свою сторону, тем самым отобрать долю прибыли у конкурента.
— Потренируюсь в применении новой технологии представления конкурентных преимуществ.
— Познакомлюсь с клиентом: собрано много информации о его компании, а с коммерческим директором до сих пор не встречался.
— В сложных ситуациях я всегда добиваюсь большего.
Ситуация.
Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня. Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.
Задача.
Предложите выход из такой ситуации.
Решение.
— Перенести разговор на другое время.
— Воспринять, как тренинг переговоров.
— Если возможно, то сделать это письменно.
— После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.
— Не планировать на этот день ничего важного и сложного.
Ситуация.
Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность — серьезный недостаток.
Задача.
Как можно скорректировать данную ситуацию?
Решение.
— Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.
— Овладеть техникой переговоров.
— Больше общаться письменно.
Ситуация.
Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона — коммуникабельность, слабая — работа с документами.
Задача.
Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего «недостатка» на результаты работы.
Решение.
— Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.
— Несколько раз проверять документы.
— Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).
— Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.
— Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.
Ситуация.
Анализ собственной мотивации и характеристик в соотнесении с видом деятельности. Проанализируйте рассказ девушки, которая ищет работу.
Задача.
Предложите несколько вариантов коммерческих профессий, которые подходят ей, исходя из «карты мотиваторов» и проявившихся в речи индивидуальных особенностей.
«Меня всегда привлекала аналитическая и творческая работа. Когда я поступала в вуз, уже было понятно, что экономическое образование будет востребовано. Моя мама — главный бухгалтер, всю жизнь посвятила этой профессии, и она считала, что после вуза мне тоже нужно работать в данной области. Но мне не нравится рутина, когда все делаешь только в соответствии с четкими процедурами и налоговым законодательством, когда нет возможности проявить креативность. После 3 курса на практике мне удалось получить работу, связанную с финансовым анализом и отчетностью, которая велась по стандартам GAAP. Это показалось интересным, и я решила специализироваться именно в данном направлении. Однокурсница, которой удалось устроиться в инофирму, посоветовала искать работу уже сейчас, на 4 курсе, с тем, чтобы по окончании вуза у меня был шанс найти действительно хорошее место или сделать карьеру в той организации, в которой начну работать сейчас. Поэтому оплата не является для меня значимым фактором, гораздо важнее — возможность научиться как можно большему и получить опыт работы в хорошей западной компании».
Решение.
Девушке оптимально подходит работа в маркетинге (по ряду вакансий), т. к. в этой области отлично сочетаются аналитика, креатив, свобода действий, кроме того, в данной сфере есть возможность добиваться реальных измеримых результатов, что для нее очень важно.
Ей не подходит работа в бухгалтерии и на большинстве финансовых стартовых позициях, поскольку они подразумевают большое количество процедур и ограничений. Ее мотивация — карьерный рост в будущем, приобретение позитивного опыта, престиж (западная компания), творческая работа, возможности развития.