Harvard Business Review
Автор статьи:Айлет Фишбах
Самомотивация — это сложно. Помните слова барона Мюнхаузена о том, как вытащить себя за волосы из болота? Можно сравнить эту непростую задачу с самомотивацией. Кажется иногда, что в нас сидит настоящее отвращение к постоянным усилиям, которое не искоренить ни неисчисляемым количеством кофеина, ни любыми мотивирующими плакатами. Но эффективная самомотивация — это один из ключевых моментов, что отличает профессионалов высокого уровня от всех остальных. Как продолжать движение вперед, даже если ничего не хочется?
Обширное исследование подтвердило важность установки цели. Например, наличие цели, позволяет менеджерам по продажам заключить больше сделок. Абстрактные задачи, такие как «я сделаю все возможное», не принесут эффективный результат. Гораздо продуктивнее определить цель: 10 новых клиентов в месяц или 10 000 шагов в день. Это первое, общее правило:
Помимо этого, цели должны вызывать скорее внутренний толчок, не только внешнюю мотивацию. В том случае, если вы сами назначили себе цель, и стремитесь к ней — это внутренняя мотивация. Если же результат подразумевает заработок или избежание наказания, нечто извне — мотивация внешняя. Исследования Фишбаха показывают, что внутренняя мотивация приносит лучшие результаты, нежели внешняя.
Хитрость заключается в том, чтобы сосредоточиться на том участке работы, что вам больше нравится.
Вспомните, например, новогодние обещания. Большинство людей, что определили для себя приятные цели на предстоящий год в новогоднюю ночь, достигают большего успеха в их реализации.
Безусловно, чем выше награда, тем проще достичь даже не самую приятную цель. В контексте работы: почти каждому знакомо чувство «раба зарплаты», многие люди начинали карьеру или продолжают работать по найму, занимаясь нелюбимым делом ради денег. Чаще всего, если человек задерживается в этом положении много лет, можно предположить, что он недостаточно делает для того, чтобы улучшить ситуацию. Однако лишь внешняя мотивация не всегда является достаточным стимулом.
В идеальном мире мы ищем идеальные рабочие роли и приятную окружающую среду, что помогает поддерживать мотивацию на высоком уровне. К сожалению, в реальном мире ситуация обстоит иначе.
В том случае, если невозможно найти сразу работу или занятие по душе, фокусируйтесь на тех элементах работы, которые вам нравится выполнять. Думайте о том, как приятен сам факт выполненного задания. За этим следует множество полезных моментов: вы проявляете свои способности коллегам и руководству, выстраиваете важные взаимоотношения, увеличиваете свою ценность в глазах клиентов. В конце концов, постарайтесь компенсировать рутинную работу приятными мелочами: слушайте музыку или привлекайте друзей.
Некоторые рабочие задачи или целые этапы карьеры могут быть весьма обременительны, в этом случае целесообразно создать для себя дополнительные внешние мотиваторы в краткосрочной и среднесрочной перспективе, особенно если они дополняют стимулы, предоставляемые вашей организацией. Вы можете вознаградить себя приятным путешествием по окончании сложного проекта или, например, купить новую одежду, если сбросили вес. Но будьте осторожны, избегайте ошибочных стимулов. Одна из ошибок — награждать себя за скорость выполнения работы, если важно качество. Бухгалтер, который решил вознаградить себя за быстро сданную годовую отчетность, рискует совершить множество ошибок, а продавец, который хочет продать как можно быстрее, рискует оставить клиентов неудовлетворенными.
Другая распространенная ошибка — награда, которая ведет к разрушению цели. Согласитесь, нет смысла награждать себя пиццей или пирожным, если вы стремитесь похудеть. Если вы активно работали всю неделю и решили в качестве вознаграждения валять дурака всю следующую неделю, скорее всего, это приведет к регрессу и отрицательную впечатлению коллег и руководства. Секрет заключается в умении найти баланс и адекватное вознаграждение за достижение целей.
Кроме того, некоторые внешние стимулы более эффективны, чем другие. Например, в ходе экспериментов было выявлено, что больше людей готовы работать усерднее и вкладываться в процесс, если они выполняют работу за варьируемое вознаграждение, чем за конкретную сумму гонорара. То есть, человек, который не уверен, получит он 100 долларов или 500 за одно и то же задание, будет прилагать больше усилий, чем тот, кто точно знает сумму. Возможно это связано с чувством охоты и азарта. Для работодателя сложнее организовать процесс «неопределенного вознаграждения», но это возможно. Геймифицируйте задачу, например, держа два конверта с гонораром на своем столе, и «случайным» образом выбирайте один из двух, когда задание будет выполнено сотрудником.
Люди предпочитают избегать потери, а не получать эквивалентную выгоду: этот факт может быть использован как сильный внешний мотивационный стимул. В 2016 году в Пенсильвании было проведено исследование: участники исследования должны были ежедневно в течение шести месяцев совершать не менее 7 000 шагов. Людей разделили на две группы. Первые зарабатывали по 1,4 доллара при условии выполнения поставленной цели, вторые теряли эту сумму, если не достигали ее. Вторая группа достигала цель на 50% чаще. Существуют онлайн сервисы, действующие в соответствии с этим принципом, например, StickK.com. Участник задает себе цель и, если он ее не выполняет, приходится перечислять деньги в организации или политические партии, которую он презирает.
В этих ситуациях может помочь определение внешних и внутренних мотиваторов, тщательное установление стимулов, фокусировка внимания как на выполненных задачах, так и на предстоящих, а также использование социального влияния со стороны других людей. Самомотивация — один из сложнейших навыков, которым необходимо овладеть для достижения успеха.