Марина Захарова, Игорь Ниесов
KPMI — первая системная методика развивающей оценки личности, для профессионально-психологической оценки, формирования мотивации на развитие и выявления лидерского потенциала. Методика увидела свет в 2004 году и с тех пор постоянно совершенствуется и обновляется.
При создании методики авторы, с одной стороны, вслед за Катариной Бриггс и Изабель Майерс, опирались на теорию психологических типов Юнга. Вторым источником системного взгляда на типологию личности явился естественный подход к личностному и профессиональному развитию. Это уникальное сочетание современной западной психологии с моделями традиционной культуры востока.
В основу создания методики положено представление о том, что в своем развитии индивидуальность складывается под влиянием собственной психической энергии и внешней окружающей среды, данной нам через восприятие.
При этом направление психической энергии во вне (экстраверсия, ориентация на внешний мир) представляет побуждающую, деятельную энергию, подталкивающую к действию, в то время как направление психической энергии внутрь на самого себя, абстрагирование (интроверсия, ориентация на мир внутренний) — позволяет отвлечься от конкретного мира и создать видение, лежащее в основе будущих конкретных действий.
Влияние внешней среды, которое мы получаем через восприятие, может быть либо в большей степени опосредованным сознательными выводами, суждениями о воспринимаемом, что на практике обеспечивает возможность планирования, схематизации продуцирования стабильных опор для действий; либо непосредственно восприятием, постоянно изменяющимся вместе со средой, что обеспечивает готовность к изменениям, гибкость выбранного плана в соответствии со средой и способность видеть новые возможности.
Проявление и взаимодействие суждения и восприятия обусловлено бессознательными установками, т.е. внутренней готовностью личности направлять энергию и воспринимать мир в определенных формах и направлениях. Эти две установки влияют на функционирование психики человека, собственно, психические функции — формы проявления энергии и восприятия. Карл Густав Юнг выделял 2 пары противоположных функций психики — мышление и чувство, ощущение и интуиция.
По Юнгу, более ранней по происхождению является пара противоположностей ощущение-интуиция, при этом интуиция (лат. intueri — «созерцать») передает восприятие бессознательным путем, как готовое целое и имеет характер несомнительности и уверенности. Ощущение представляет собой сознательное восприятие физического раздражения внешнего или внутреннего.
В практической деятельности, интуиция может служить источником нестандартных творческих решений, а ощущение — обеспечивать связь с реальностью и участие в выражении идей в конкретном исполнении.
Вторая пара противоположных функций психики — мышление-чувство более поздняя по происхождению и является в отличие от ощущения-интуиции оценочным механизмом восприятия мира. Мышление подводит воспринимаемое под определенные понятия, пользуясь принципами логики. Чувство дифференцирует воспринимаемое на основе его ценности (приятное-неприятное-безразличное). На практике мышление обеспечивает выбор направления деятельности, стратегическое планирование, а чувство поддерживает связь с окружающим миром, обеспечивает гармоничное следование направлению, позволяет учитывать интересы окружающих и создавать благоприятную атмосферу.
Направлять свою энергию и воспринимать мир определенным образом становится привычным для человека, и, таким образом, одни функции дифференцируются, осознаются через внешние проявления и считаются человеком наиболее полезными, рабочими, а другие, им противоположные, присутствуют бессознательно и сознанием отвергаются, считаются даже вредными.
Пример профиля KPMI
Так, например, многие современные руководители признают безусловную пользу и продуктивность мышления в процессе управления бизнесом, но часто недооценивают роль чувства. Изредка можно наблюдать и обратное отношение к управлению. Таким образом, развивается только одна сторона личности, наиболее востребованная в сложившейся ситуации, а другая сторона, остается менее развитой. В этом одна из причин того, что успешных в определенной сфере людей часто не оставляет чувство дисгармонии, отсутствие целостности, стремление к чему-то большему.
В современном мире профессионалу, а тем более руководителю, лидеру бизнеса, недостаточно развивать только одну, изначально сильную сторону личности. Ситуация требует развития нескольких, комплементарных качеств. По Юнгу это возможно только путем перевода в сознание вытесненных в бессознательное противоположностей, ранее признававшихся бесполезными. Исследования компании «Психология и бизнес» показывают, что для современных менеджеров развивать нужно чаще всего чувства и интуицию, тогда как ощущение и мышление хорошо развиты и находятся в приоритете.
Гармоничное развитие противоположностей возможно через осознание, дающее возможность гибко оперировать ими.
В чем же заключается назначение методики KPMI? В определении «рисунка», уровня развития ведущих противоположностей и их вытесняемых антиподов для гармоничного и целостного развития личности успешного лидера, необходимого современному бизнесу.
На основании методики, мы создали тест для определения индивидуального поведенческого стиля личности.
Тест «Ключи персонального мастерства» предназначен для определения индивидуального поведенческого стиля личности. Является оригинальной разработкой на базе широко известного типологического опросника Майер-Бриггс.
Помимо традиционного описания психологических особенностей личности тест позволяет прогнозировать, в какой сфере деятельности личность с наибольшей вероятностью сможет реализоваться и работать с удовольствием.
Использование методов машинного обучения позволило сократить первоначальную версию теста со 142 до 60 вопросов и, соответственно, время тестирования с 25 до 10 минут. А также делать прогноз успеха в различных сферах профессиональной деятельности на 20% точнее традиционных психологических тестов (точность прогноза до 80%). Научное обоснование этих данных дано в ряде научных статей.
Вы получите полный профиль вашего поведенческого стиля, а также предрасположенность к профессии.