Корпоративная культура

Корпоративная идеология как инструмент мотивации/ Интервью с Игорем Ниесовым

  • Источник:

    Работа.ру

Если смысл работы только в деньгах, то она человеку мало интересна, он к ней относится без души, формально, ища смысл где-то в другом месте. Наличие смысла в работе — гарантия душевного отношения к делу. Вам приходилось сталкиваться с предприятиями, где людям не платили зарплату, а они продолжали работать? По мнению руководителя компании «Психология и Бизнес Консалтинг Групп», основателя проекта Key Habits Игоря Ниесова, работа без идеологической мотивации возможна, а вот серьезные достижения — нет.

Что такое корпоративная идеология?

Это идейный стержень, вокруг которого организуется бизнес. Ядро идеологии — корпоративная концепция, которая включает в себя описание видения, миссии и ценностей организации, «пирамиду» бренда, корпоративный кодекс. Во-вторых, в нее входят совокупность управленческих установок (стратегии, операционные планы, приказы, распоряжения, критерии оценки, отчетность по этим критериям, планы мероприятий и т. д.). Концепция создает реализуемость идеологии, то есть перевод в поведенческие навыки. В-третьих, корпоративная идеология — это дух компании, то есть эмоциональное состояние, характеризующее уровень вовлеченности сотрудников, их преданность и соответствие поведения корпоративным нормам, а также восприятие бренда внешними целевыми аудиториями (например, имидж компании как работодателя).

Но для многих сотрудников идеология — это только слова. Как сформулировать корпоративную идеологию, чтобы все не свелось к формализму?

С сердцем. Любая формулировка использует язык, который формален. Суть идеологии – не только в формулировке, но в том, что трогает сердце и душу, а это вещи эмоциональные, которые язык заведомо не может ухватить. Суть идеологии – в том, что находится между букв формулировок миссии, видения, ценностей, принципов. И создается это не формулировками, а отношениями.

С точки зрения процесса формулирования есть разные подходы и алгоритмы. Но идея одинакова – необходимо создать эмоционально насыщенное пространство сущностей, которое позволит им кристаллизоваться в словах. Речь, конечно, идет о формулировании корпоративной концепции, но не идеологии, так как идеология больше концепции. И после того как эта концепция сформулирована, нужно думать о том, как ее реализовывать, претворять в поведении, в отношениях.

Разрабатывать концепцию можно три дня, а можно два часа. Два часа, по моему опыту, это экстремальный минимум, для которого нужны специальные обстоятельства.

Какой может быть идеология на практике?

Расскажу подробно на примере идеологии компании и бренда «Мегафон». Как я уже говорил, идеология компании включает в себя видение, миссию и ценности организации, а также описание бренда представленное в виде «пирамиды». Видение: «Мегафон» – естественный выбор нового поколения». Миссия: «Объединять Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации». Ценности: «Развитие, сопричастность, надежность, партнерство, современная Россия». Предложение бренда: «Возможности для развития: «Мегафон» заставляет мир развиваться, предоставляя возможности взаимодействия и обмена информацией, идеями, энергией. Мы верим в то, что, вдохновляя людей на развитие, мы создаем лучшее будущее». Выгоды от пользования брендом: «Развитие личности через общение и взаимодействие, возможности получить максимум от жизни, оптимизм и уверенность в отношении будущего, чувство принадлежности к сообществу, которое стремится к развитию». Индивидуальный характер бренда: «Мотивирующий на успех, уверенный в себе, дерзкий, изобретательный, с внутренним жизненным драйвом». Ключевые ценности бренда: «Развитие, сопричастность, надежность, современная Россия, партнерство». Поддержка доверия к рекламной коммуникации бренда: «Инвестиции в технологии будущего и изобретательный подход к бизнесу, активная позиция как объединяющего начала плюс поддержка инициатив развития в обществе».

Как донести до сотрудников корпоративную идеологию?

Через систему менеджмента, сверху вниз, от менеджеров к подчиненным, посредством обучения, HR и PR стратегий, через мотивацию, в том числе наставничество и др. Всё это – инструменты трансляции идеологии, а значит, и управления. Если грубо, то тот, кто им не пользуется, просто платит лишние деньги за такой ресурс бизнеса, как HR.

Почему корпоративная идеология должна мотивировать людей?

В компании с развитой корпоративной идеологией люди работают не только за деньги, но и за идею. Людям нужен смысл, и тот, кто его умеет определить, не увязает в бесконечном увеличении материальных стимулов. Как говорит один эксперт, в гробу карманов нет. И если смысл работы только в деньгах, то она человеку малоинтересна, он к ней относится без души, формально, ища смысл где-то в другом месте. Наличие смысла в работе – гарантия душевного отношения к делу. Вам приходилось сталкиваться с предприятиями, где людям не платили зарплату, а они продолжали работать? Учителя. Врачи до какого-то времени. Ученые.

Руководитель компании «Психология и Бизнес Консалтинг Групп», основатель проекта Key Habits, Игорь Ниесов

Идеология есть всегда. Без идеи не существует ни одна социальная система. Идеология помогает всем. Но многим и мешает одновременно. Это очень интересный вопрос, который достоин отдельного разговора.