Обучение руководителей

Организаторские способности современного руководителя

  • Источник:

    Элитариум

    Автор статьи:

    Александр Огарков

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60—80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность

— Психологическая избирательность (умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого);
— Практическая направленность интеллекта (прагматическая ориентация на использование данных о психологическом состоянии коллектива);
— Психологический такт (соблюдение чувства меры).

2. Эмоционально-волевая результативность

— Энергичность, способность направлять подчиненных, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
— Требовательность;
— Способность критически оценивать деятельность: как свою, так и подчиненных.

3. Склонность к организаторской деятельности

Готовность к организаторской деятельности, от мотивационных факторов, до профессиональной подготовленности.

Личные качества руководителя

Эффективный руководитель должен обладать следующими личными качествами:

— Широкий кругозор, жажда знаний, новаторство, творческий подход;
— Чувство понимания ситуации;
— Упорство, уверенность в себе и преданностью делу;
— Изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
— Готовность к переменам, открытость, гибкость, приспосабливаемость;
— Стремление к сотрудничеству, коммуникабельность и чувство успеха;
— Уравновешенность и стрессоустойчивость, способность влиять;
— Умение предвидеть результат;
— Внутренняя потребность к саморазвитию и самоорганизации;
— Способность и умение рисковать;
— Ответственность за деятельность и принятые решения;
— Способность увидеть, выделить существенное.

Навыки руководителя

Для формирования и эффективного управления организацией, руководителю необходимо обладать следующими качествами:

— Умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
— Способность устанавливать и контролировать дисциплину;
— Стремление гибко использовать различные стили руководства;
— Осознание выполняемой роли и эффективное использование положения;
— Развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
— Отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
— Регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
— Стимулирование деятельности подчиненных, поощрение лучших;
— Системный подход к анализу работы;
— Квалифицированное делегирование полномочий;
— Предоставления эффективной обратной связи;
— Защита сотрудников компании от внешних угроз;
— Поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
— Установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Персонал как фактор успеха

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей сотрудников, обеспечивать рост эффективности труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

Психологический климат компании

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают позитивный опыт сотрудников на протяжении всего их путешествия в компании: характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников.

Психологическая совместимость — способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.