Элитариум
Автор статьи:Александр Огарков
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60—80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:
— Психологическая избирательность (умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого).
— Практическая направленность интеллекта (прагматическая ориентация на использование данных о психологическом состоянии коллектива).
— Психологический такт (соблюдение чувства меры).
— Энергичность, способность направлять подчиненных, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели.
— Требовательность.
— Способность критически оценивать деятельность: как свою, так и подчиненных.
Готовность к организаторской деятельности, от мотивационных факторов, до профессиональной подготовленности.
Эффективный руководитель должен обладать следующими личными качествами:
— Широкий кругозор, жажда знаний, новаторство, творческий подход.
— Чувство понимания ситуации.
— Упорство, уверенность в себе и преданностью делу.
— Изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи.
— Готовность к переменам, открытость, гибкость, приспосабливаемость.
— Стремление к сотрудничеству, коммуникабельность и чувство успеха.
— Уравновешенность и стрессоустойчивость, способность влиять.
— Умение предвидеть результат.
— Внутренняя потребность к саморазвитию и самоорганизации.
— Способность и умение рисковать.
— Ответственность за деятельность и принятые решения.
— Способность увидеть, выделить существенное.
Для формирования и эффективного управления организацией, руководителю необходимо обладать следующими качествами:
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей сотрудников, обеспечивать рост эффективности труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают позитивный опыт сотрудников на протяжении всего их путешествия в компании: характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.