Накопленный опыт и наработанные методики компаниям надо где-то хранить и передавать новым сотрудникам. Но российские предприниматели не всегда представляют, в какие, собственно, знания и каким образом посвящать подчиненных
Ежегодно в PricewaterhouseCoopers (PwC) приходят сотни новых сотрудников. Как уверяет менеджер компании по связям с общественностью, после прохождения стажировки 85-90% новичков уже через два месяца становятся сотрудниками компании. В любой компании так или иначе возникает вопрос систематизации и передачи накопленных знаний молодежи.
Работая над проектами, для решения сложных и креативных задач сотрудники используют нестандартные подходы, которые могут быть сведены в единую модель, полезную им самим и молодым специалистам, — интеллектуальную базу компании. Так в свое время поступили в PwC, создав единый глобальный портал. Один из его разделов — «Клиенты, продажи, маркетинг» хранит общую информацию по клиентам и описание наработанных годами различных маркетинговых инструментов. Другой аккумулирует секции по основным индустриям и направлениям услуг, каждая из которых включает соответствующие исследования рынков, проблем и законодательства.
В процессе работы проводится сбор фотографий, цитат, ценной информации о продуктах, решениях, которые можно использовать повторно. Их необходимо делать доступными, чтобы сэкономить время и средства в дальнейшей работе компанииИрина Ефремова, директор по корпоративному маркетингу и бренду HP в России
В «Вымпелкоме» все началось с инициативы сотрудников колл-центра. Именно они разработали и запустили первую электронную базу знаний компании для всех, кто взаимодействует с клиентами. До того люди вынуждены были работать с талмудами печатных материалов: описания продуктов, тарифы, процедуры и т. д. «Это был в буквальном смысле слова шкаф, — вспоминает менеджер компании. — Если звучал вопрос о настройках, сотруднику нужно было бежать к нему и искать инструкцию к конкретному телефонному аппарату». В новой базе все материалы представлены в электронном виде, организованы просто и логично.
Еще одним популярным ресурсом стал так называемый Lotus Notes Team Room. Группа сотрудников, объединенных общими проектами, может сделать заявку на создание team-room и делиться своим опытом. Подобные ресурсы доступны ограниченной группе людей, их заявку на доступ визирует владелец бизнес-информации — менеджер данного ресурса.
Когда речь заходит о передаче корпоративных знаний, случается терминологическая путаница. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что конкретно подразумевается под тем или иным названием.
«Наш внутренний сайт больше социальный, нежели обучающий, хотя в будущем мы тоже планируем создать нечто похожее на электронную библиотеку», — поделился Александр Тынкован, президент «М.Видео». Интранет-сайт компании содержит информацию о структуре и деятельности сети, внутренние телефоны сотрудников всех департаментов, а также описание корпоративных мероприятий.
В иностранных компаниях под библиотекой знаний подразумевают все же нечто другое. «Через общий доступ к системе HP я всегда могу найти документы о кейсах и решениях компании, ее финансовых результатах, описания концепций, инноваций, которые используются самой НР и предлагаются заказчикам, — перечисляет директор по корпоративному маркетингу и бренду HP в России. — Существует и библиотека изображений и видеофильмов, касающихся деятельности компании и конкретных продуктов, которые могут пригодиться для внутренних и внешних мероприятий».