Корпоративная культура

Партнерские отношения с бывшими сотрудниками

  • Автор статьи:

    Антон Бурсак

Для многих компаний сотрудник, уволившийся в поисках лучшей доли, — почти что предатель, которому заказан путь обратно. Между тем некоторые работодатели намеренно создают сообщества из менеджеров, которые некогда их покинули. Приятельские отношения с «предателями» могут принести компании ощутимую пользу.

Авторитетная консалтинговая фирма потеряла крупного клиента «благодаря» своему бывшему менеджеру, который перешел на работу к этому клиенту и занял в компании пост начальника юридического департамента. Так как расставание прошло не лучшим образом, менеджер постоянно предъявлял претензии к качеству работы прежних коллег. В конце концов ему удалось уговорить свое новое руководство сменить консультанта.

Не всегда обиженный менеджер может убедить новых работодателей отказаться от сотрудничества с той компанией, из которой он ушел. Но он вполне способен осложнить жизнь своему бывшему начальству.

Сотрудник отдела продаж российского офиса международной компьютерной корпорации перешел на работу к одному из ее дистрибуторов. Поскольку он отлично знал систему назначения скидок, то для него не составило большого труда получать у прежних работодателей самые низкие цены из всех возможных.

Чтобы избежать подобных случаев, лучше стараться сохранить хорошие отношения с увольняющимися менеджерами.

«Алюмниевое» братство

Наиболее толерантно относятся к бывшим сотрудникам в международных консалтинговых компаниях. PricewaterhouseCoopers (PWC) создает в тех странах, где имеются ее офисы, так называемые Alumni clubs — клубы выпускников. «Наша компания, конечно, не учебное заведение, но слово Alumni как-то прижилось», — поясняет руководитель службы персонала московского офиса PWC. В России свой клуб появился в 2000 году — на первую вечеринку собралось более 100 человек. Сейчас он объединяет более 2600 бывших сотрудников из Москвы, Санкт-Петербурга и Тольятти. Членом клуба может стать каждый, для этого нужно только попасть на работу в PWC, а потом уволиться оттуда.

После того как сотрудник принял решение уйти, менеджер клуба Alumni высылает ему письмо с предложением вступить в клуб, таким образом, мы стараемся ни с кем не терять связи.
руководитель службы персонала московского офиса PWC

Приглашение получают не только ушедшие по собственному желанию специалисты, но и уволенные. Аналогичная программа есть в компании KPMG, бывшие сотрудники которой, например, занимают руководящие должности в ЛУКОЙЛе, «Русском алюминии» и Coca-Cola. «Суть ее заключается в том, чтобы раз в год собрать в одном месте как можно больше бывших сотрудников и предоставить им возможность в неформальной обстановке пообщаться — как друг с другом, так и с нашими менеджерами, — объясняет менеджер отдела трудовых отношений KPMG. — Такие мероприятия позволяют установить новые перспективные контакты и даже решить какие-то важные вопросы».

Уволившиеся сотрудники могут объединяться в сообщества и без участия бывшего работодателя. Можно назвать интернет-сайт «выпускников» компании РБК, объединяющий более 100 человек. На форуме сайта компанию особо не ругают, но и не хвалят. Более агрессивно настроены по отношению к бывшему работодателю экс-сотрудники российского McDonalds. В основном они обсуждают на своем сайте случаи нарушения трудового законодательства и другие личные обиды.

Полезный ресурс

Тема взаимоотношений с «бывшими» особенно актуальна для компаний из сферы информационных технологий, сотрудники которых часто переходят на работу в клиентские компании. Глава российского офиса корпорации Oracle Борис Щербаков считает, что на российской почве методы западных консалтинговых компаний едва ли приживутся: «У нас принято относиться к тому, кто покинул компанию, как к предателю, — говорит он. — Чисто по-человечески мне хотелось бы собрать бывших коллег, но, скорее всего, я им не нужен — так же, как они не нужны мне. Если же говорить о тех, кто был уволен, их опыт мне тем более не интересен».

С таким мнением не согласен глава представительства SAP Алексей Шлыков (проработавший шесть лет в Oracle). Он полагает, что если специалист видит лучшие перспективы карьерного роста на новом месте, то его стремление покинуть старую компанию оправданно. «Клуба бывших сотрудников у нас нет, но мы продолжаем поддерживать отношения с ними, — отмечает Шлыков. — С их помощью, например, можно получить очень полезную информацию о том, каков реальный эффект от продуктов, которые мы продвигаем на рынке».

Дружба с уволившимися сотрудниками — полезный ресурс (исключая те случаи, когда эти связи используются в целях конкурентной разведки). В шведской мебельной корпорации IKEA, по словам ее основателя и владельца Ингвара Кампрада, никогда не отказывают менеджерам, которые покинули компанию, но потом решили вернуться. «Работа в другой фирме только способствует накоплению профессионального опыта, а значит, может принести пользу самой IKEA», — уверен Кампрад.

Сотрудник компании «ЭКОПСИ Консалтинг», специализирующейся на психологии управления, приводит несколько доводов, почему нужно сохранять хорошие отношения с бывшими сотрудниками.

Во-первых, таким образом можно приобрести союзника среди клиентов или конкурентов. Во-вторых, если ушедший сотрудник ценный специалист, то для него нужно оставить возможность возвращения. И, наконец, такой подход укрепляет имидж компании как работодателя.

Дружба и служба

Разумеется, партнерские отношения с бывшими сотрудниками можно сохранить только в том случае, если ушедший менеджер не затаил зла на своих работодателей. «Использовать факт увольнения сотрудников как средство снижения издержек — к сожалению, достаточно распространенная практика в России, — говорит директор дизайнерской студии. — Компании не выплачивают бонусы, неиспользованные отпускные, проценты по контрактам. Мне известны случаи, когда обиженные сотрудники устраивали настоящие диверсии, останавливавшие деятельность их бывшего работодателя. Как правило, речь шла о порче данных или предоставлении неполной информации. Например, можно «забыть», что компания заключила договор с одним из клиентов и обязана выплатить ему крупную сумму. Если документооборот в компании налажен не на достаточном уровне, нужный договор обнаружится только тогда, когда разразится крупный скандал».

Ольга Волжина из KPMG уверена в том, хорошие отношения нужно выстраивать до того, как менеджер принял решение уходить. «Нужно постараться не испортить их еще в тот период, пока он служит своему работодателю, как говорится, верой и правдой, — поясняет она. — Основным мерилом того, что увольняющийся работник уходит без затаенной обиды, служит сожаление этого работника по поводу расставания с компанией в сочетании с его неуверенностью в том, что он принял правильное решение покинуть компанию».