Обучение руководителей

Правила проведения организационных изменений

  • Источник:

    Персонал-микс

    Автор статьи:

    Наталья Боровикова, Анна Паринова

Одна из особенностей человеческого мозга — умение быстро привыкать к изменениям, но чаще всего мы этих изменений боимся и не желаем их принимать. Рассмотрим несколько правил, которые помогут руководителям провести преобразования в организации таким образом, чтобы и сотрудники остались довольны, и компания оказалась в выигрыше.

1. Правило «узких врат»

Правило основывается на теории этапов идентификации и интернализации стадии изменений процесса, ­согласно которой изменения нужно производить таким образом, чтобы сотрудники ­переживали их, переходя от общего (идентификации) к частному (интернализации). Следовательно, персонал, затрагиваемый процессом изменений, должен вовлекаться в изменения как можно раньше, чтобы оба эти жизненно важных элемента процесса изменений были полностью охвачены.

При вовлечении сотрудника, особенно квалифицированного, в процесс изменений важно учитывать, как он может действовать при этом. Если в начальный момент предоставить свободу в выборе методов работы, а оптимальный метод действий предложить позднее, сотрудник будет в конечном итоге значительно отклоняться от предложенного метода, следуя собственному. Правда, вариация методов в конце процесса все-таки будет существенно меньше, чем в начале. Если же сотруднику с самого начала предложить оптимальный метод действия или близкий к нему, вариация применяемых методов в конце процесса будет незначительной.

При вовлечении сотрудников в процесс изменений следует сразу же предоставить им методические материалы, пусть пока даже неофициальные, и потребовать их применения в обязательном порядке; только в этом случае вариация их действий будет незначительной.

2. Правило «подъема по лестнице»

Исследования социологов подчеркивают, что показатели эффективности и качества работы улучшаются быстрее, сильнее и на более долгий срок, если новые методы работы вводятся относительно быстро с последующими периодами стабильной работы по новым методам («отдыха» от нововведений).

При «ступенчатой» практике внедрения, по сравнению с практикой непрерывного массированного внедрения, улучшения наступают быстрее, то есть кривая эффек­тивности круче, и улучшения сохраняются дольше, (часть кривой затухания или спада более пологая).

Новые методы работы следует вводить быстро, чередуя периоды интенсивного внед­рения (несколько дней, в крайнем случае — недель) с периодами стабильной работы по новым методам («площадками отдыха»).

3. Правило «повторения»

Это правило тесно связано с предыдущими. При осуществлении преобразований достигается максимальное значение, которое называется «плато эффективности». После достижения «плато эффективности» результативность нововведений может не только не повышаться, но часто даже снижается. Чтобы закрепить уровень, достигнутый на «плато эффективности», необходимо на этой стадии проводить обучение и тренировки сотрудников, закрепляя приобретенные ­навыки (с использованием правила «узких врат»).

При внедрении новых методов работы ­необходимо предусматривать соответствующее обучение и практические ­занятия ­(повторения).

4. Правило «предварительного прогрева»

На приобретение новых знаний и навыков старые знания и навыки сотрудников могут влиять как положительно, так и отрицательно. Ломка старых привычек происходит на фазе «размораживания», когда сотрудники предприятия испытывают состояние беспокойства и активно ищут информацию, чтобы снизить этот уровень беспокойства. Если «разморозка» не удалась, сотрудники будут стараться интерпретировать новую информацию с точки зрения сохранения старых подходов.

При проведении изменений необходимо доказать людям, что привычные им методы работы уже не пригодны для решения новых задач.

Если же попытаться внедрять новые методы работы без предварительного разрушения установившегося порядка, существует серьезный риск отрицательного воздействия прежних знаний и навыков.

5. Правило «усталых, но довольных»

Желательно устанавливать цели немного выше, чем ожидаемый результат. При этом цели должны быть реалистичными — ни слишком легкими, ни невыполнимыми, но такими, чтобы при их достижении возникало чувство победы. У сотрудника, участвующего в изменениях, должен быть высокий уровень ожиданий в сочетании с искренней уверенностью, что эффективность и производительность его работы очень высоки.

Повышение эффективности труда побуждает человека брать на себя новые обязанности и, таким образом, создает для него новые возможности для роста и развития. Напротив, заниженные ожидания могут приводить к низкой эффективности работы, что, в свою очередь, может привести к потере доверия и развитию неверия и скептицизма в отношении нововведений.

При формулировке целей нововведений для сотрудников их следует устанавливать немного выше, чем ожидаемый результат; эти цели необходимо тщательно сформулировать: количественные показатели должны быть измеримыми, качественные — однозначно сформулированными, для временных — определены начало и продолжительность.

6. Правило «счастливой семерки»

Это правило связано с существенными различиями между людьми в их способности воспринимать и перерабатывать новую информацию. Г.В. Миллер приводит правило «счастливой семерки» (с поправкой на индивидуальные возможности), 7±2, согласно которому:

1. Обучение: преподаватель может избежать переутомления аудитории, ограничив преподносимую информацию пятью пунктами или частями.

2. Создание рабочей группы: общая численность должна составлять 5, 7 или 9 человек; в этом случае группа работает наиболее эффективно.

3. Управление: число непосредственных подчиненных должно быть 6±2 (7±2 с руководителем); конкретное число зависит от личных качеств руководителя. 

4. Создание изменений: необходимо создать «критическую массу» сотрудников, содействующих этим изменениям (переобучить, мотивировать, изменить их систему ценностей).

5. Величина «критической массы» составляет 1/(7±2) от общей численности работников в организации. 

6. Документация: хорошо подготовленный материал должен содержать 7±2 важных положения или раздела. 

7. Желательно, чтобы осуществляемая одним работником деятельность или процесс содержали 7±2 этапа или технологические операции, включая подготовительные и за­ключительные.

Все, что так или иначе связано с коммуникацией между людьми или переработкой информации отдельным человеком, целесообразно разбивать на 7±2 компонента; если не спланировать такое разделение, оно может произойти самопроизвольно, причем чем выше сложность коммуникации или переработки информации, тем ближе к нижнему пределу должно быть число компонентов.

7. Правило «обратных связей»

По-настоящему убедить сотрудников в эффективности нововведений способны не словесные доказательства, а конкретные действия. Поэтому руководитель должен регистрировать все факты ­повышения эффективности и качества работы, чтобы обосновывать эффективность нововведений.

Успех нововведений во многом определяется эффективностью обратных связей между руководителями и исполнителями; своевременная информация об успехах необходима, чтобы делом убедить людей еще лучше работать; своевременная информация о неудачах позво­ляет их оперативно проанализировать и скорректировать процесс, что поможет не разочаровывать людей.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что преданных сотрудников, готовых преодолевать все тяготы и неопределенность, сопутствующие изменениям, можно воспитать только в случае, если лидеры сами не будут бояться действовать, ошибаться и исправлять собственные ошибки.