Harvard Business Review
Автор статьи:Лиз Кислик
Время от времени любому руководителю приходится сообщать неприятные новости. Даже если дела в бизнесе идут хорошо, любые организационные и структурные изменения, поглощения, слияния или стратегические изменения оказывают влияние на состояние сотрудников: могут в коллективе создать атмосферу страха, недовольства или огорчения. Каждый будет задаваться вопросом: «Как эти изменения повлияют на мою работу?»
Важно не только сообщить о грядущих изменениях, но и преподнести такую информацию правильным образом. Соблюдайте несколько правил, и убедитесь, что ваши объявления воспринимаются положительно.
Не ограничивайтесь одним крупным собранием или видеоконференцией для всех сотрудников. Предусмотрите индивидуальные и групповые встречи после общей для обсуждения деталей. Вполне вероятна ситуация, в которой один из сотрудников не согласен с нововведениями, у него появится желание задать вопросы и выразить свое мнение. Если он понимает, что может это сделать позже в более изолированной обстановке, он не станет прерывать мероприятие.
Кроме того, необходимо тщательно согласовывать объявления, чтобы избежать ситуаций, когда новости выходят с разной периодичностью в разных отделах. Может показаться, что вы слишком много вкладываете в планирование, но это сэкономит вам время в долгосрочной перспективе. Создание благоприятных условий для того, чтобы люди могли принять и обработать информацию, необходимо для ее глубокого понимания. Получение информации из правильных источников и в правильной последовательности имеет решающее значение для обеспечения доверия к ней.
Обеспечьте обучение или ролевые игры для всех, кто должен будет транслировать информацию, не стоит рассчитывать, что люди интуитивно поймут, как правильно это сделать. Иначе, чтобы избежать собственного дискомфорта, они могут неправильно истолковать сообщение, в ущерб репутации компании.
Случай из практики: в одной из компаний пришлось действительно серьезно трудиться над возвращением доверия персонала. Все произошло из-за неверной подачи информации. Менеджеры сообщили своим подчиненным: «вы лишены бонусов, потому что высшее руководство считает, что вы недостаточно хорошо работали». Стоило представить ситуацию в ином свете, объяснив причины неудовлетворительного результата, и обсудив план корректировки на будущее.
Вместо того, чтобы просто объявлять о революционных изменениях, расскажите о том, что не работает сегодня и почему новый план является лучшим способом достижения желаемого результата. Обратите внимание на то, как пострадали клиенты, как бизнес несет дополнительные расходы, опишите негативное влияние на имидж бренда — и объясните как изменения помогут сгладить эти проблемы.
Когда у сотрудников есть возможности выбора — соответствующая информация или необходимая поддержка — они чувствуют большее уважение к себе и сохраняют чувство гордости и независимости. Чем более лояльны люди к работе и компании, тем выше вероятность, что они принесут новые идеи, которые с успехом можно будет применить на практике.
Не стоит полагать, что вы знаете лучше, что подойдет человеку.
Случай из практики: Когда компания была поглощена более крупной структурой, некоторые глубоко преданные своему делу HR-руководители оставались до самого конца, предоставляя возможность трудоустройства своим коллегам. Они знали, что к тому моменту, когда они сами будут искать работу, лучшие варианты уже займут, но несмотря на это, продолжали помогать.
Многие руководители заблуждаются, полагая, что встряхнут сотрудников, если сообщат им, что сами страдают от решения, принятого в организации. Рассмотрение проблемы как коллективной может привести к обратному результату, и сотрудники могут ощутить себя жертвами манипуляций. Вместо этого, скажите: «Простите, что не предусмотрел...» или «Я был слишком увлечен работой...». Такой подход продемонстрирует, что вы серьезно относитесь к последствиям этой ситуации для своих коллег. Невозможно быть готовым к любому повороту, так что если у вас нет ответа на вопрос, скажите что-нибудь вроде: «Ничего себе, это вопрос, о котором мы не подумали, но он хороший. Мы вернемся с ответом в начале следующей недели». Не пытайся притворяться. Вы можете использовать такой продуманный подход, чтобы получать максимальный эффект от хороших новостей для компании, учитывая, что не все будут воспринимать эту информацию как хорошую лично для них. Может казаться, что на такое планирование и проработку деталей уходит слишком много усилий, но зная, что вы сделали все возможное, чтобы помочь сотрудникам противостоять трудностям и двигаться вперед, вы получите гораздо большее удовлетворение, когда, наконец, достигнете желаемых результатов.