Паттерны «словесной эквилибристики» или «раскрутки» (от англ. Sleight of Mouth, «ловкость рта») предназначены для быстрого рефрейминга убеждений, содержащих одно из следующих нарушений мета-модели: а)причинно-следственное моделирование; б)комплексную эквивалентность. Четырнадцать паттернов модели «словесной эквилибристики» были впервые разработаны Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном как модель речевых паттернов Ричарда Бэндлера. Впоследствии модель неоднократно расширяли, структурировали, изучая речевые паттерны эффективных ораторов, полемистов, от античных философов до современных политиков. Владение паттернами Sleight of Mouth — часть сертификационных требований уровня «НЛП-мастер». Илья Гоз
— Я, — сказал Агафон, — не в силах спорить с тобой, Сократ. Пусть будет по-твоему.Платон, «Пир»
— Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое.
«Я покажу вам по-настоящему новую штуку». Так говорил Ричард Бэндлер, приглашая участников семинара в Вашингтоне в 1980 г, в свою мастерскую. Это были настоящие профессионалы в области нейро-лингвистического программирования. Годы успешной работы с НЛП лежали у них за плечами. Среди них был и Роберт Дилтс. Гости расселись по местам и стали ждать, что сделает Бэндлер. Поднимаясь на сцену, он споткнулся, встал на месте, и произнес: «У меня тут проблема. Решите ее». Далее прошел в середину зала и уселся на стул.
Прошло два дня. Бэндлер сидел на стуле, изображая неподатливого клиента психотерапевта, а добрый десяток квалифицированных специалистов по НЛП пытались помочь ему решить свои проблемы, измениться... но безуспешно. Они испробовали все, что знали. Бэндлер просто уничтожил все подходы, которые применяли участники семинара и едва не заставил их самих поверить в, мягко говоря, странную систему убеждений человека, которого изображал. И это несмотря на то, что он постоянно повторял: «хочу измениться», «хочу избавиться от проблем», «готов делать все, что посоветуете»... На третий день Бэндлер и участники семинара поменялись ролями... и Бэндлер выиграл.
С этого семинара ведется отсчет истории модели, известной под названием «словесная эквилибристика» или «раскрутки».
Мама, ветер дует, потому что деревья качаются?Детский вопрос
Прочитайте несколько фраз. Возможно, вы уже слышали, читали и сами говорили нечто подобное. Смысл сейчас неважен, обратите внимание на структуру фразы. Постарайтесь заметить общие особенности. (Примените мета-модель, если знакомы с этим понятием, если нет — продолжайте чтение).
Вы часто заглядываете в книгу, значит, плохо знаете предмет.
Второе место — это все равно, что последнее.
Ты нахмурилась, а значит, сердишься на меня.
У этого человека много денег, значит, он вор.
Забыть дату нашей свадьбы — то же самое, что забыть нашу любовь.
Прочитали? Теперь еще несколько фраз. Они построены иначе.
Меня огорчает то, что он себя так ведет.
У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю.
Рак приводит к смерти.
Я не могу заговорить с незнакомыми людьми, меня так воспитали.
Удалось ли вам заметить общее? Все фразы в первой группе говорят о том, что действие, состояние означают какое-то другое действие, состояние. Одно явление выступает в качестве признака/критерия, по которому можно судить о другом явлении. Лингвисты называют такие фразы «комплексными эквивалентностями».
Фразы из второй группы немного отличаются. Они говорят, что одна какая-то вещь является причиной, а другая — следствием . Иногда бывает трудно сразу узнать такую форму. Такие фразы называются «утверждениями о причине и следствии».
Эти сухие лингвистические определения скрывают за собой важнейшие процессы, происходящие в нашем сознании, определяющие наши представления о реальности. Наши знания о мире. Наши убеждения. Мы имеем множество убеждений о том, как устроен мир. Они жизненно важны для нас. Мозг хранит информацию о законах окружающего мира. Мы учимся, конструируя убеждения о причинно-следственных связях и эквивалентностях. Это позволяет нам вырабатывать шаблоны или, как их еще называют, паттерны — стандартные, повторяющиеся последовательности действий, мыслей, слов и т.п. В этом и сила и слабость того способа, каким работает наш мозг. С помощью убеждений мы можем формулировать законы природы, ориентироваться в бесконечно сложном мире, учиться, узнавать новое... и мы можем ограничивать себя, загонять в рамки стереотипов, ссориться с близкими людьми, лишать себя возможности измениться... Подумайте, что, если бы вы владели способом быстро, эффективно и незаметно изменять такие убеждения как у себя, так и у других людей?
Лингвистические паттерны модели «словесной эквилибристики», разработанной Робертом Дилтсом совместно с Тоддом Эпштейном, дают нам такой способ.
Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу.Франческо Петрарка, великий итальянский поэт и писатель-гуманист эпохи Проторенессанса
Рассмотрим четырнадцать паттернов «словесной эквилибристики» в их классическом виде, в том, как они были впервые сформулированы авторами модели. Каждый из них представляет собой простую и одновременно необычайно мощную схему построения высказывания, которое можно противопоставить утверждению о причине и следствии или утверждению о комплексной эквивалентности, тем самым ослабляя, трансформируя или устраняя соответствующее ему ограничивающее убеждение.
Прежде чем двигаться дальше, подберите, пожалуйста, два-три собственных убеждения о причине и следствии или эквивалентности. Читая описание паттерна, вы сможете немедленно применить его на своем собственном убеждении.
Переопределение бывает трех видов:
а) Переопределение причины;
б) Переопределение следствия;
в) Переопределение критерия (признака).
— У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю.
а) У вас нет времени на личную жизнь, потому что вы так организуете работу.
б) Раз вы много работаете, то ваша жизнь должна улучшаться, не так ли?
Мы демонстрируем собеседнику, что в действительности у каждого явления может быть множество причин, и каждое явление может вызвать множество разных последствий. Тем самым мы помогаем человеку снять ограничивающее его убеждение, расширяем доступный ему выбор действий. Аналогично мы поступаем и с убеждением об эквивалентности, показывая, что этот критерий может означать и нечто совершенно другое.
Примените паттерн переопределения к выбранному заранее утверждению. Задайте себе наводящий вопрос: «Какие другие причины могли вызвать это явление? А к каким другим явлениям могла бы привести эта причина?» В случае убеждения об эквивалентности задайте вопрос: «Что еще может означать этот признак?» Отметьте, как меняется ваше отношение.
Убеждения, даже незначительные на первый взгляд, самым непосредственным образом определяют наше поведение. Зачастую человек не осознает, к каким последствиям приводит его вера в то или иное утверждение.
— Второе место — это все равно, что последнее.
— Думая так, вы лишаете себя стимула к дальнейшему совершенствованию, которое помогло бы выиграть.
Примените паттерн последствий к вашему собственному убеждению. Спросите себя, к чему, к каким последствиям ведет вас это убеждение? Позитивные это последствия или негативные? Отметьте, как меняется ваше отношение.
«У каждого поведения есть позитивное намерение». Так формулируется одно из основных положений НЛП. В этом паттерне мы привлекаем внимание человека к намерению, которое лежит за его убеждением. Является ли данное убеждение самым эффективным способом достижения цели?
— Меня огорчает то, что он себя так ведет.
— Извини, но если ты хочешь, чтобы он изменил свое поведение, то тебе для этого вовсе не обязательно расстраиваться.
Примените паттерн намерения к другим убеждениям. Каково позитивное намерение этого убеждения? Чего вы хотите достичь, придерживаясь данного убеждения? Какие еще есть способы достижения этой цели? Снова отметьте, как меняется ваше отношение к выбранному убеждению.
Эти два паттерна связаны с широко используемым в НЛП понятием «логических уровней». Любой объект, любое явление в нашем мире можно представить состоящим из многих отдельных частей. Вот, например, сейчас вы, очевидно, смотрите на экран компьютера. Из чего состоит тот объект, что мы называем «компьютером»? Из монитора, клавиатуры, системного блока... которые, в свою очередь, составлены из корпусов, различных деталей... продолжить вы сможете сами. Такое разделение на составные части в НЛП называется детализацией, или движением вниз по логическим уровням. И в то же время каждый объект сам является частью какого-то большего объекта, частью более широкой системы. Ваш компьютер, вероятно, включен в компьютерную сеть вместе со множеством других компьютеров и, таким образом, вовлечен во множество сложных информационных процессов. Но кроме того, его можно рассматривать, например, как часть обстановки помещения, где вы находитесь, вместе со столом, стульями и прочими предметами. Это помещение, в свою очередь — часть здания. Такой процесс называется укрупнением, или движением вверх по логическим уровням. В паттерне детализации мы берем компоненты исходного убеждения, детализируем их и выясняем, какие детали достаточно важны для того, чтобы изменить исходное убеждение.
— Забыть дату нашей свадьбы — то же самое, что забыть нашу любовь.
— Разве в нашей любви был только один день?
В паттерне укрупнения мы, напротив, обращаем внимание на то, частями какой более крупной системы являются компоненты исходного убеждения и как это на него влияет. Поупражняйтесь в применении паттернов детализации и укрупнения. Из каких деталей состоят элементы данного убеждения? Частью чего большего являются эти элементы? Отмечайте, как меняется ваше отношение.
В этом паттерне мы отыскиваем и представляем собеседнику ситуацию, в которой присутствуют оба компонента исходного убеждения, но связаны они другим отношением. Когда вы будете практиковаться в поиске контрпримеров, вас может удивить то, что, найти противоположный пример можно практически к любому утверждению. Мир в действительности бесконечно разнообразен...
— У этого человека много денег, значит, он вор.
— На свете живет немало нищих воров и честных богачей. Королева Англии — самая богатая женщина в мире, но назовете ли вы ее воровкой?
Используйте паттерн контрпримера с выбранными вами убеждениями. Как и раньше, отмечайте, как меняется ваше отношение.
Используя паттерн другого результата, мы, вместо того, чтобы непосредственно опровергать или нейтрализовывать исходное убеждение, привлекаем внимание к другим, позитивным, возможным результатам, следующим из ситуации, к которой это убеждение относится, возможностям, которых человек прежде не осознавал.
— Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали.
— Значит, прежде чем заговорить, вы будете тщательно собирать информацию. Это сделает вас гораздо эффективнее в общении.
Практикуйтесь в применении паттерна другого результата на своем примере. Какие позитивные следствия можно вывести из описываемой в вашем исходном убеждении ситуации? Отмечайте, как меняется ваше отношение.
Наверное, каждому из нас известен эффект, какой производит хорошо, к месту, рассказанный анекдот, история из жизни, притча. Об искусстве создания и использования метафор написаны целые книги. Можно применять метафоры и работая с убеждениями о причине и следствии и комплексной эквивалентности. Для этого вспомните или придумайте короткую историю, сказку, любую реалистичную или фантастическую ситуацию, в начале развития которой ее элементы находились бы между собой в том же отношении, как и элементы исходного убеждения. Затем, по мере развития истории, измените отношение между ее элементами.
— Ты нахмурилась, а значит, сердишься на меня.
— Знаешь, по этому поводу мне вспоминается мультфильм про Крошку Енота и Того, Кто Сидит В Пруду... Так вот, однажды Крошке Еноту рассказали, что в пруду живет кто-то страшный-престрашный. И когда ему пришлось пойти на пруд, то, прежде чем заглянуть в воду, Крошка Енот сурово нахмурился, чтобы напугать Того, Кто Сидит В Пруду. Когда Енот посмотрел вниз, то увидел, что Тот, Кто Сидит В Пруду, тоже сурово нахмурился и смотрит на него! Вот так они и строили друг другу страшные рожи, пока кто-то не посоветовал Крошке Еноту, перед тем, как смотреть в пруд, улыбнуться...
Попробуйте придумать или подобрать метафору к своим убеждениям.
В этом очень интересном паттерне мы берем условие или критерий, сформулированный в исходном утверждении и применяем это условие к самому утверждению. Таким образом, мы как бы устраиваем словесное «короткое замыкание» — теперь убеждение сталкивается с самим собой!
— У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю.
— Сколько же времени вам пришлось затратить, чтобы убедиться в том, что у вас нет времени?
Вам потребуется тренировка, чтобы научиться быстро и эффективно конструировать рекурсии. Приступайте.
Вероятно, любой человек имеет набор определенных критериев, с помощью которых мы оцениваем себя, свои поступки, поступки других людей. Какие-то вещи мы делаем охотно — это значит, что они соответствуют этим критериям, какие-то нам неинтересны (они не отвечают нашим ценностям), к некоторым мы относимся двойственно: с одной стороны, считаем, что они нужны и важны, но делать мы их не желаем — здесь, возможно, наши ценности конфликтуют.
Ценностей у каждого из нас может быть много и формулировать их мы можем по-разному. Кто-то считает важным «получать удовольствие от жизни», кто-то больше ценит «возможность учиться», кому-то важно «здоровье», «материальная независимость», «благополучие» — вариантов может быть множество. Важным для нас сейчас является то обстоятельство, что ценности, как правило, расположены иерархично. И это, естественно, в значительной степени определяет наше поведение. Зная об иерархии ценностей (критериев), мы можем применить к одному из компонентов исходного утверждения более общий, более высокий в иерархии критерий. Таким образом, исходное утверждение будет представлено в свете более высоких ценностей, что не может не изменить наше отношение к нему.
— Меня огорчает то, что он себя так ведет.
— Разве твое собственное самочувствие не более важно?
Примените паттерн иерархии ценностей к другим убеждениям. Какие ценности в них задействованы? Какие ценности являются по отношению к ним более высокими? Отмечайте, как меняется ваше отношение.
Утверждение имеет смысл, только если оно находится в определенном контексте.
Помещая убеждение, с которым мы работаем, в другой контекст, мы фактически трансформируем его смысл.
Можно менять следующие компоненты контекста:
а) Временную рамку;
— Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми, меня так воспитали.
— Воспитание имело смысл, когда вы были ребенком. Ищите причину в другом.
б) Расширить/сузить контекст;
— У этого человека много денег, значит, он вор.
— У него много денег по сравнению с вами или со мной, но не с большинством.
в) Личность говорящего;
— Второе место — это все равно, что последнее.
— Вы бы думали так же, если бы были тем, кто занял третье место?
Примените паттерн изменения контекста к вашему собственному убеждению.
В этом паттерне мы встречаемся еще с одним понятием НЛП — позициями восприятия. Всего принято выделять три позиции: Восприятие ситуации со своей собственной точки зрения; Восприятие с точки зрения другого человека, собеседника, партнера; Мета-позиция — восприятие себя «со стороны».
Сейчас нас интересует третья позиция. Вирджиния Сатир, выдающийся психолог и терапевт, часто задавала клиентам вопрос: «Что вы испытываете по отношению к своим чувствам?» Чтобы ответить на этот вопрос, человек должен занять мета-позицию. Аналогично поступаем и мы, используя паттерн мета-рамки.
— Меня огорчает то, что он себя так ведет.
— Не огорчает ли вас то, что на вас так влияет поведение других людей?
Теперь примените паттерн мета-рамки к выбранному вами убеждению. Отмечайте, как меняется ваше отношение.
Поистине удивительно, как могут различаться восприятия одной и той же ситуации в культурах разных народов.
Еще удивительнее, что нам даже не обязательно отправляться за примерами к африканским зулусам и австралийским бушменам. Каждый человек имеет свое собственное восприятие, свою модель мира. Кто-то вырос в семье, где было не принята ласка. Он считает подобное выражение чувств проявлением слабости. Кто-то другой будет воспринимать его как черствого, бездушного человека. Вы легко можете отыскать множество других примеров. Именно это мы делаем, когда используем паттерн модели мира.
— Вы часто заглядываете в книгу, значит, плохо знаете предмет.
— А вот Эйнштейн считал, что нет необходимости запоминать информацию, которую можно всегда легко найти в справочнике.
Хорошая эрудиция, знание других культур поможет вам эффективно использовать паттерн модели мира.
Паттерн, который мы рассмотрим в заключение, представит нам еще одно понятие НЛП — стратегию реальности. Большинство людей имеет способ отделить реальность от вымысла, решить, какое утверждение соответствует действительности, а какое нет. Но что это за способ? Как именно этот человек пришел к выводу, что его убеждение верно? Прочитал где-то? Услышал от знакомого? Как он определил, что этому источнику можно доверять?
— Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали.
— Скажите, как именно вы решили, что не можете свободно заговаривать с незнакомыми людьми именно из-за вашего воспитания?
А какую стратегию реальности используете вы сами? Что дальше?
Итак, вы познакомились с четырнадцатью паттернами «словесной эквилибристики». Вполне возможно, какие-то из них вы сами использовали раньше, слышали, видели, читали, как их используют другие люди, а какие-то паттерны оказались для вас новыми. В течение следующих семи дней наблюдайте за речью других людей — в обычной обстановке, в газетах, по телевидению, в сети... Откройте для себя, какие паттерны «словесной эквилибристики» они используют. Наблюдайте за собственной речью. Какие паттерны вы используете часто? Какие реже? Упражняйтесь. Выберите утверждение о причине и следствии или комплексной эквивалентности и последовательно примените к нему все четырнадцать паттернов. Какие-то паттерны вам будет применить легче, какие-то сложнее. Уделите особое внимание тем паттернам, которые оказались более сложными. Успехов вам.
Robert Dilts, Sleight Of Mouth. О книге Роберта Дилтса, одного из крупнейших в мире специалистов в области НЛП, автора модели «словесной эквилибристики».
L. Michael Hall, Ph.D., When Bandler Played The Paranoid Blame Game. Bobby G. Bodenhamer, D.Min. and L. Michael Hall, Ph.D. Mind Lines - The Magic of Conversational Reframing. Майкл Холл — американский психолог, НЛП-тренер, автор многочисленных книг и статей по НЛП, модели мета-состояний и др.
Larry McLauchlin, "Advanced Language Patterns Mastery". Ларри Мак-Локлин, канадский специалист по НЛП.
Inke Jochims, NLP for Profis. Glaubensstze und Sprachmodelle. Die Sleight-of-Mouth-Patterns nach Robert Dilts.