Психология и бизнес

Слухи как инструмент бизнеса

  • Источник:

    Бизнес журнал

    Автор статьи:

    Дмитрий Большов

Один из немногих нюансов, выгодно отличающих партизанский маркетинг — вирусный маркетинг, основанный на технологии распространении информации, слухов и молвы от человека к человеку. Существует мнение, что наиболее успешный пример его практической реализации являют нам все распространенные мировые религии. Идея-вирус, идея-слух — ключевой элемент этой технологии.

В США у этого подхода есть разные имена: Word-of-Mouth, Buzz Marketing, Viral Marketing. Это приводит к изрядной путанице: кто-то объединяет их в одно целое и утверждает, что разница только в названиях; кто-то делает различия, но с трудом может их сформулировать; кто-то утверждает, что одно — часть другого, но, опять же, с трудом может провести границу между понятиями.

Одним из первых исследователей этого явления стал Эмануэль Роузен из Израиля, опубликовавший несколько лет назад результаты своих трудов в книге «Анатомия слуха». Это манифест компаний, создающих и поддерживающих устные «партизанские» маркетинговые кампании. Уникальность книги состоит в том, что это первая научная попытка освоить столь аморфный объект, как коммерческое использование слухов. Открытия Роузена показали, как системно стимулировать разговоры о новой марке, услуге или продукте и форсировать процесс дальнейшего убеждения клиента.

Я больше не верю рекламе

По мнению Роузена, популярности вирусного маркетинга и устной рекламы способствуют несколько причин. Прежде всего, современные покупатели достаточно скептично относятся к заявлениям компаний, которые доносятся до них с помощью рекламы. По результатам некоторых исследований, не более 40% потребителей считают рекламную информацию достоверной. В российском варианте ситуация еще хуже: большинство наших сограждан категорически не принимает рекламу как источник информации. Именно на эту категорию, как правило, направлены рекламные ролики, сделанные в виде задушевного рассказа о собственном опыте кинозвезд старшего поколения.

В то же время большинство потребителей перегружено лавинообразным потоком коммерческой информации и, чтобы защитить свои головы, вынуждено просто отфильтровывать большую часть рекламы, прислушиваясь при этом к мнению друзей и знакомых. Вспомните, как вы покупаете многие вещи. Дорогие, такие как компьютер или автомобиль, или дешевые, вроде спортивной одежды или товаров для дома. Вряд ли вы выписываете в столбик технические характеристики подходящих по цене автомобилей (в случае компьютеров этого даже не стоит делать: результат получится практически одинаковый). Тут, конечно, не последнюю роль играет имидж автомобиля, сложившийся у вас в голове, но окончательное решение, вероятнее всего, будет принято по совету приятелей, вроде: «Сам не водил, но вот у друга (брата, тестя, начальника) точно такая машина, и он уверяет, что круто».

Каким же образом маленькая компания со скромным бюджетом может формировать и распространять устную информацию? Как заставить потенциальных покупателей вашего продукта или услуги не только поверить, что товар действительно качественный, но еще и совершенно искренне рассказывать об этом «далее по цепочке»?

Прежде всего, владельцы или руководители бизнеса, подобно проповедникам, должны лично выйти в народ и говорить с ним. В любой отрасли проводится множество конференций, выставок и вообще возникает масса ситуаций, позволяющих высказаться. Не стесняйтесь делать это при любых обстоятельствах. В цели «проповедников» входит задача «поселить» информацию о продукте или услуге в головах «лидеров мнений» — тех, кто служит источником знаний для своего окружения. Если взять пример с покупкой компьютеров, вы быстро обнаружите, что люди предпочитают не принимать решение самостоятельно, за исключением случаев, когда они хотят купить компьютер действительно престижной марки, вроде Hewlett Packard или IBM. Для всех остальных существует «парень, живущий по соседству», помогающий выбрать, и установить оборудование. Вот он-то и должен стать, в первую очередь, объектом вашего воздействия.

Стив Джобс превратил презентацию новых товаров Apple в мировое шоу, которое ожидают миллионы людей

Расширение аудитории потенциальных клиентов

В своей книге Эмануэль Роузен, подобно его предшественнику Левинсону, формулирует основные правила распространения молвы.

— Сообщение, которое вы делаете, должно быть сформулировано достаточно просто, чтобы услышавшие могли его легко понять и транслировать дальше.

— Сообщение должно быть действительно важным и иметь новостную ценность.

— Нельзя врать клиентам. Не стоит делать заявлений, которые потом вы не сможете подтвердить. Раздосадованные потребители, неудовлетворенные реальным качеством продукции, начнут распространять о вас и вашей компании крайне негативные слухи.

— Выражайте четко, что особенно ценного содержат ваши продукты или услуги, убедите покупателей в этом.

— Слушайте и фиксируйте то, что говорят люди о ваших продуктах, чтобы как-то видоизменять вашу «слуховую» кампанию по продвижению бренда.

После того как информация «передана евангелистам», то есть запущена первая волна слухов, необходимо всячески стимулировать продолжение дискуссий о новых продуктах. Это может потребовать не только фантазии, но и терпения. В некоторых случаях магический по своей силе эффект дает элементарная «утечка информации». Чего стоит история с чудо самокатом «Джинджер», который долгое время именовался «Оно» и преподносился как «открытие, претендующее чуть ли не на Нобелевскую премию». Недостаток информации лишь усиливал интерес к проекту и заставлял слухи о нем плодиться быстрее кроликов, завезенных в Австралию. Мировые научно-популярные СМИ захлебывались от предположений: что бы это могло быть. Правда, после представления миру самого самоката около половины тех же СМИ не могли скрыть разочарования и довольно едко прошлись по изобретателю. Так что не переусердствуйте в возбуждении потенциального интереса к своим продуктам или услугам — разочарование от неоправданных ожиданий может привести к обратному результату.

Мероприятия и слухи

Еще один эффективный способ заставить слухи множиться — пригласить постоянных и потенциальных клиентов на какое-либо значимое мероприятие. Это гарантированный способ дать резкий старт процедуре убеждения покупателя покупателем. Американский «крайслеровский» праздник Jeep — поездка на пикники, ежегодно организуемая компанией только для владельцев автомобилей Jeep, — лучший пример. Два дня участники едят, пьют, спят, и все это время в их сознании присутствует только то, что связано с брендом Jeep. Когда же в понедельник они возвращаются в свои офисы, Jeep — главная тема для обсуждения.

Распространение информации в Интернете

Ну и, конечно, не стоит пренебрегать таким недорогим средством, как Интернет. Собственный Web-сайт — отличный способ поместить материал о своей компании, но гораздо важнее дать возможность информации распространяться с его помощью. Для этого применяется, например, кнопка «поделиться с друзьями». Ваша активность в соцсетях, на различных форумах, чатах, досках объявлений играет в таком случае не меньшую роль, особенно если учесть, что здесь не нужно покидать рабочее место.

Социальные сети помогут увеличить аудиторию потенциальных клиентов

Хорошим примером грамотного использования вирусного маркетинга стала служба бесплатной почты Hotmail. Для распространения информации о себе эта служба начала добавлять к каждому письму, отправленному через нее, сообщение: «Get your free e-mail at Hotmail.com», тем самым приглашая получателей на свой сайт. Теперь данный прием достаточно распространен, и практически все подобные русскоязычные сервисы его используют.