Harvard Business Review
Автор статьи:Брэд Джонсон, Дэвид Смит
Микеланджело подходил к мастерству лепки с твердым убеждением, что произведение искусства уже заточено в камне, а задача скульптора заключается в извлечении его на свет. Задумайтесь, ведь современные успешные менторы (наставники) придерживаются того же подхода в своем искусстве. Социальные психологи подтверждают факт, что даже в романтических отношениях, партнеры стремятся лепить друг друга таким образом, чтобы приблизить каждого в паре к своему идеальному «я» — человеку, каким сам «скульптор» хотел бы стать. Этому явлению есть свое название — «Феномен Микеланджело», когда более опытный и вдумчивый партнер, старается понять, а затем укрепить или извлечь идеальную форму своего возлюбленного. Но действительно опытный наставник может явить миру идеальную модель ученика — уникальную, но зачастую скрытую от глаз других.
Как именно ментор раскрывает сидящую глубоко внутри идеальную личность человека? Как оказывается, все дело в искусстве принятия. Факты свидетельствуют о том, что в игре присутствуют два отдельных компонента «принятия» от наставника. Первый — перцептивное принятие. Лучшие менторы не боятся потратить больше времени на то, чтобы разглядеть своих подопечных, понять и принять как их подлинное, истинное «я», так и идеальное «я», а также возможные направления развития карьеры. Это требует времени и терпения. Наставник должен заслужить доверие ученика, быть доступным, а также хорошим слушателем. Вот ключ: как только становится понятно идеальное «я» ученика, наставник должен последовательно поддерживать это его видение.
Второй компонент включает в себя «поведенческое принятие», которое помогает ученику выстраивать поведение в соответствии с идеальным представлением. Образно говоря, ученик находится в закрытом помещении. Он видит окно с идеальной для него картиной мира. Задача ментора — подобрать и открыть двери, а также помочь подопечному понять, как выйти наружу.
Для наставников может быть непросто применять подход Микеланджело в работе с представителями противоположного пола. Особенно это заметно в ситуациях, когда мужчина исполняет роль ментора, а женщина — его ученик, что более распространено. Это связано с тем, что до сих пор в обществе мужчины чаще занимают руководящие должности, а следовательно, и наставников среди них больше, чем представительниц женского пола.
Исследования, проведенные в области межполового наставничества, показывают, что женщинам труднее найти ментора, а в том случае, если он найден, они получают меньшую профессиональную поддержку и психологическую пользу. Одной из причин этого может быть то, что, когда речь заходит о ключевых навыках межличностного общения, таких как аудирование, мужчины испытывают трудности с типом активного слушания, который необходим, чтобы помочь ученику постепенно найти свое идеальное «я».
Могут ли мужчины применять «Феномен Микеланджело» и быть идеальными менторами для женщин, с должным пониманием и терпением? Исследования, проведенные изданием “Harvard Business Review”, дают положительный ответ, но с пометкой, что мужчина должен усердно работать над пониманием значения мужественности, принятого в обществе. Если мужчина ментор минимизирует значимость гендерного различия в своей работе, это положительно скажется на межполовом наставничестве.
Во-первых, практически все наставники склонны к «клонированию» себя в своего ученика. То есть они, зачастую бессознательно, подталкивают подопечного следовать тем же карьерным запросам и придерживаться тех же решений в сфере работы и личной жизни, которые отражают их собственные принципы. Несмотря на то, что такой подход удовлетворяет потребность ментора в утверждении ценности и значимости собственной личности, это далеко от идеала для применения принципа Микеланджело.
С точки зрения межполового наставничества, это непросто преодолеть как менторам-мужчинам, так и женщинам, но, по наблюдениям, мужчинам справиться несколько сложнее. Дело в том, что женщины, как правило, более ориентированы на отношения, а мужчины — на задачи.
Для того, чтобы преодолеть бессознательное желание наделить своего ученика своим подходом к различным вещам, мужчинам необходимо работать над навыком слушать женщин, которых они наставляют, уделяя больше внимания партнерским отношениям, нежели решению конкретных задач. Также мужчины склонны сразу искать решение проблемы, вместо того, чтобы уделить время выслушиванию, пониманию и оценке точки зрения ученика.
Мужчины, применяющие подход Микеланджело в наставничестве женщин, могут также сталкиваться с предубеждениями в отношении прекрасного пола. Мы все можем стать жертвами предубеждений. Если вы — мужчина, читающий этот текст, не задумываясь, дополните следующее предложение:
Если, после некоторых раздумий, ваш ответ заставляет вас поморщиться, не переживайте, вы не одиноки. На самом деле, даже хорошо продуманные предположения, могут иметь обратный эффект.
Рассмотрим пример, которым Роберт Лайтфут, исполняющий обязанности директора НАСА, поделился с нами о том, как предубеждения сбили его с пути в какой-то момент:
Мне действительно повезло, что в самом начале моей карьеры, случился «переломный момент» в моем восприятии. Я был среди членов приемной комиссии. Одним из членов комиссии, была мой ментор, женщина. Мы достаточно быстро пришли к общему решению о том, чтобы принять одну женщину в команду. Когда мы собрались за общим столом, чтобы обсудить решение, я дал свой комментарий: «Работа подразумевает множество путешествий, а она только что родила ребенка. Я полагаю, ей будет очень тяжело, если мы наймем ее». К счастью, моя наставница, взглянула на меня через весь стол и сказала следующую, очень важную фразу: «Не тебе решать. Она знает, что должна путешествовать, она знает, что родила ребенка, ты не можешь решить за нее». Меня словно обухом ударило.
Другой важный элемент на пути к принятию идеального «я» своего подопечного — принятие своей «неидеальности». Это искусство осознания себя, а также своих предубеждений по отношению к противоположному полу, а также разрушение в себе этих предубеждений. Наставник должен понять и принять, что он не может знать абсолютно все о других людях. Для того, чтобы достичь этого понимания, наставник должен испытывать искреннее любопытство к своему ученику, к его или ее переживаниям и заботам. Важно расширить границы своего восприятия и научиться выражать эмпатию, чтобы другой человек чувствовал себя комфортно, когда он делится мечтами и планами на будущее.
Если ментор считает, что ученик ставит заниженные цели и «продает» себя за гроши, вовлеченный ментор нарисует более амбициозное и вдохновляющее видение, включая ранее не рассмотренные возможности. Великих наставников отличает смелость предложить подопечному самые амбициозные цели и придать уверенность для их достижения. Сэнди Стош, трехзвездный адмирал береговой охраны:
[Мои наставники] дали мне возможности, о которых я даже не думал. Они дали мне возможность расширить границы моего видения, что в результате помогло мне вырасти с позиции простого моряка до звания капитана корабля. Они помогли мне взглянуть на картину в целом — моей целью была лишь Береговая охрана, они открыли мне глаза, что это лишь часть Департамента транспорта. Эти двое мужчин показали мне, что есть нечто большее, чем просто согласиться отправиться в море, что есть особые рабочие места и возможности, которые я даже не рассматривал.
В конце концов, лучший наставник поможет воплотить в жизнь как идеальное «я» своего ученика, так и карьерные амбиции, выходящие за рамки его первоначальных желаний.
Инструменты вдумчивого наставника-скульптора: прилежное и терпеливое слушание, сократовский диалог, безоговорочное понимание и принятие ученика. Все эти методики помогают обозначить мечту, озвучить ее, а затем приступить к ее воплощению.