Harvard Business Review
Автор статьи:Дженнифер Портер
Как давать обратную связь, которая помогает людям развиваться и совершенствоваться? Это обратная связь для стратегического развития, она требует тщательного обдумывания и глубокого осмысления. Рассмотрим далее некоторые общие характеристики такой полезной обратной связи.
Наиболее полезная обратная связь дает ответ на вопрос: «Что должен делать руководитель в большей или меньшей степени, для того чтобы быть максимально эффективным?» Этот вопрос подразумевает стратегический подход: рассмотрение не только ситуации на сегодняшний день, но и то, что он может сохранить или изменить для достижения целей организации в будущем.
Часто обратная связь основана на личных убеждениях или предпочтениях руководителя, однако наиболее эффективная обратная связь начинается с понимания ценностей организации. Когда человек, дающий обратную связь, говорит: «У нее отличное чувство юмора», его слова можно перевести как: «Ее чувство юмора совпадает с моим, так что мне это нравится» (кого волнует, если другие сарказм не любят!). Обратная связь для стратегического развития основывается на режиме управленческой компетентности в организации, общем понимании того, как выглядит эффективное лидерство, или даже сравнении рассматриваемого лидера с другим руководителем в организации, который общепризнанно эффективен.
Такие размытые ярлыки, как например, «вдохновляющий», «отличный» или «отсутствие исполнительного присутствия», без детализации не имеет смысла включать в обратную связь. Ключевым должно стать действие. Полезная обратная связь должна быть сосредоточена на том, что лидер на самом деле достигает.
Слишком часто обратная связь описывается прилагательными, которые интерпретируют поведение лидера: «Она эгоцентрична», «ему не хватает уверенности». Даже если вы считаете, что поведение лидера определяет отсутствие в нем уверенности, это просто ваша интерпретация и может быть точной, а может и нет.
Руководителю, для повышения эффективности и развития, необходимо точное понимание своих сильных и слабых сторон. Это помогает в будущем повторить успех или усилить позиции слабых навыков. Несмотря на то, что никому не нравится получать негативную обратную связь в отношении своих действий или компетенций, она — топливо для изменений и развития.
И выявление результатов конструктивной работы, что подчеркивается позитивной обратной связью, является одной из лучших движущих сил вовлеченности, мотивации и внедрения инноваций.
Руководители, как правило, получают обратную связь по факту выполнения конкретного действия — общение на встрече, деловая переписка, и прочие активности. Наиболее эффективная обратная связь основана на модели поведения, которая определяется как идеальная по отношению к выполняемому действию. Правильно закрепленная модель поведения помогает не ошибиться в потоке выполняемых задач.
Сказать руководителю, что она понятный и лаконичный собеседник — значит дать одностороннюю оценку. Сказать, что ее четкое высказывание позиции мотивировало коллег и помогло им лучше понять стратегию компании и их задачи, — полезная обратная связь, которая помогает расставить приоритеты в поведении по отношению к коллегам.
Люди умеют работать над несколькими задачами одновременно, но их не должно быть слишком много. Вице-президент по HR одной из компаний поделился с сотрудниками списком из 37 ключевых задач компании. Его спросили, какие задачи в приоритете? На что он ответил: «Все важны одинаково». Но, увы, он выбрал неэффективную тактику. Невозможно одновременно выполнить все поставленные задачи хорошо. Необходимо определить несколько приоритетов, и, постепенно прийти к выполнению всех пунктов.
«Иван боится конфликта», — это не эффективная обратная связь. Обобщая вышесказанное, приведем пример правильной обратной связи, направленной на стратегическое развитие сотрудника.
Создание действительно полезной обратной связи требует большего внимания и аккуратности, чем обычно принято вкладывать. Возможность помогать другим развиваться и становиться более эффективными стоит того, чтобы приложить усилия.