Обучение руководителей

Борьба со временем. Обзор книг по тайм-менеджменту

  • Источник:

    Harvard Business Review

    Автор статьи:

    Гретхен Гаветт

В книгах, посвященных тайм-менеджменту, часто встречаются цитаты американской поэтессы Мэри Оливер. Например, в стихотворении «Иногда», Оливер предлагает «Инструкции как жизнь прожить: Обращай внимание. Удивляйся. Рассказывай». Можно было бы завершить статью именно здесь, потому что это именно то, к чему сводится идея тайм-менеджмента: осознавать что вы делаете, когда вы это делаете и почему. Но в настоящей жизни нам достаточно сложно сфокусироваться на этих действиях. Однако, не волнуйтесь, в нашем арсенале есть впечатляющий набор советов, обещающих сделать это проще.

"Pick Three" Рэнди Цукерберг

Рэнди Цукерберг — предприниматель, инвестор и, по совместительству, сестра Марка, отца-основателя сети Facebook, в своей книге “Pick Three”, предполагает, что мы можем жить более насыщенной и полноценной жизнью, если перестанем гнаться за этими показателями. Вместо этого нужно выбрать три направления из пяти предлагаемых, и сфокусироваться на них: работа, сон, семья, друзья и фитнес.

«Да!» — воскликнул я, когда начал читать, уже начиная устанавливать подобные приоритеты в своей жизни. К сожалению, при дальнейшем чтении книги, эта интересная мысль автора расплывается и теряется за тучей бесполезной информации о полу-знаменитостях и прочих деталей. И хотя она действительно приводит полезные замечания, например, идея о том, что «вы не будете чувствовать баланс ежедневно», но вы должны «стремиться к более высокому уровню сбалансированности в среднем — за неделю или месяц». Увы, множество страниц бесполезной информации заставляют отложить книгу. («Все эти разговоры о работе утомляют меня, — пишет она. — Думаю, это намек, чтобы говорить о сне!»). Весьма иронично, что мисс Цукерберг побуждает нас сфокусироваться, в то время как бизнес ее брата основывается на неврологическом возбуждении пользователей от одного маленького красного уведомления. Но я отвлекся.

"The Pomodoro Technique" Франческо Чирилло

Противоядием от оплошности Цукерберг может стать обновленная версия "The Pomodoro Technique" Франческо Чирилло, консультанта в области программного обеспечения, чья техника фокусируется на эффективности и производительности. Эта книга, впервые выпущенная в 2009 году, приближает нас к идее Оливера об агрессивной настройке на все, что мы делаем. Чирилло предлагает разделить все задачи на 30-минутные рабочие блоки с короткими перерывами, обязательное условие — использование таймера (Когда в колледже он пришел к этой идее, он использовал таймер, похожий на маленький помидор, отсюда и название техники). Если вам нужны правила и формулы без большого количества лишних слов, это может быть подходом для вас.

В целом, я неплохо держался, пока не начал чувствовать, что меня посвящают в культ времени. «Правило: Помодоро неделимо», — неоднократно повторяет Чирилло. Тем не менее, в новом издании есть раздел о применении техники в командах, что стоит попробовать. В конце концов, одна запинка может прервать работу нескольких людей.

“Make Time” Джейк Кнапп и Джон Зерацки

За менее культовым и более здравым советом, вы можете обратиться к двум другим недавним релизам: “Make Time” от Джейка Кнаппа и Джона Зерацкого из Google Ventures и “Hyperfocus” от Криса Бейли, который не только исследует производительность (прошлая его работа — “The Productivity Project”), но и проводит над собой эксперименты (например, ограничение использования iPhone до 60 минут в день или просмотр 296 выступлений TED в неделю). Как и Чирилло, эти авторы рекомендуют записывать день за днем свои действия, но их правила менее строгие. Make Time — это практично и увлекательно, советы предлагаются по всем вопросам — от эффективного планирования дня до преимуществ вырезания новостей из кабельного телевидения и отказа от использования Wi-Fi в самолете для того, чтобы уделить немного времени себе. Особенно полезным для меня было руководство по электронной почте. Оказывается, медлительность ответа — потрясающий способ контролировать свое время. (Извините, коллеги).

“Hyperfocus” Крис Бейли

“Hyperfocus” начинается с, пожалуй, самого красноречивого комментария о нашей коллективной неспособности сосредоточиться, с главы о том, как читать эту книгу не отвлекаясь. Глава, полная круговых диаграмм и таблиц, инструктирует нас о том, как обращать внимание только на одну значимую вещь за раз, и почему — вспоминаем идею Цукерберг — мы должны выбрать не более трех вещей, на которых нужно акцентировать внимание в течение дня.

“Off the Clock” Лора Вандеркам

Все это подводит нас к, вероятно, самой радикальной из данной подборки книг о тайм-менеджменте. “Off the Clock” Лоры Вандеркам. Подзаголовок гласит: «Чувствуй себя менее занятым, делая больше». Вначале я подумал, что передо мной учебное руководство или лучшая версия “Pick Three”, где больший акцент ставится на отслеживание всего, что вы делаете.

Но идеи этой работы выходят за рамки рабочей деятельности и противоречат более сложным, более философским аспектам тайм-менеджмента: Что мы запомним из того, что сделали, или о чем несовершенном будем сожалеть? Как мы можем быть дисциплинированными, но в то же время лояльными к самим себе, если дела не складываются? В книге также подчеркивается важность признания трудных времен и переживания прекрасных моментов даже в том случае, если мы не «чувствуем» продуктивность.

Вандеркам вселила в меня надежду, но оставила некоторый скептицизм. Если мы вернемся к вопросу распределения нашего времени, фокусируясь на продуктивности, но также не забывая немного расслабиться, не попадем ли мы в ловушку социальных норм? Если коллеги или партнеры ожидают, что вы будете на связи даже в ночное время, а вы проигнорируете их, это может вызвать недовольство. Что делать, если вы работаете в сфере розничных продаж или услуг, и не умеете соблюдать свой график? А что насчет задач вне офиса, назовем это гендерный дисбаланс — на чьих плечах лежат все домашние обязанности?

Тайм менеджмент — это не только задача, которую нужно решить индивидуально, это вопрос, к которому должны отнестись серьезно абсолютно все участники процесса: партнеры, работодатели и политики. Некоторые компании уже приняли шаги навстречу решению этой проблемы. Например, крупнейший ритейлер одежды в США, компания Gap, провела эксперимент: они стали оповещать сотрудников об их расписании за две недели, исключив любые срочные выходы на работу. В магазинах, которые участвовали в эксперименте, производительность труда выросла на 5%, а доход увеличился на 2,9 млн долларов США. Увы, но такого рода инициативы все еще исключение из правил.

Несчетное количество советов по управлению временем, точно как неуверенный внутренний голос, подталкивающий нас для преодоления дискомфорта. Мы говорим «нет» некоторым вещам, несмотря на непредвиденные обстоятельства, последующие за этим решением. Если большинство из нас будет следовать рекомендациям, возможно в будущем мы сможем установить новый нормальный уровень занятости, который сделает нас всех гораздо счастливее. Для меня все эти книги, в основном, послужили укреплению вечной мудрости Мэри Оливер: «Тебе не нужно быть хорошим».