Разбирать архивы — занятие весьма полезное, всегда можно найти полезные данные, ведь новое — это хорошо забытое старое. Вот и мы обнаружили статью двенадцатилетней давности, опубликованной в газете «Аргументы и Факты» о нашем исследовании особенностей мотивации крестьян Белгородской области, выполненное по заказу одной из крупнейших компаний, производителей жиров, майонеза и растительного масла. Одно из первых масштабных исследований в этой области. Как показывает практика, результаты его актуальны и сейчас.
Говорят, деревню не спасти, потому что крестьяне русские — ленивые, пьют да воруют. Им уже ничто и никто не поможет. Так ли это?
Воровство, пьянство, лень — все это следствие внутреннего состояния души. А его можно описать так: крестьяне потеряли смысл. Им нужно его вернуть.Игорь Ниесов, психолог, руководитель компании «Психология и бизнес косалтинг групп», KEY HABITS
Несколько лет назад под его руководством среди сельских жителей Белгородской области было проведено уникальное исследование.
Ученых в деревню пригласила агропромышленная компания, которая начинала работать в регионе. Сначала с местным населением пообщались социологи. Результаты их опросов были удручающими. Оказалось, что большинству крестьян ничего не нужно: ни туалет в доме, ни душ, ни автомобиль. Больше половины не стали бы расширять свое хозяйство, даже если бы им представилась такая возможность. Работать они тоже не особенно хотели.
«Проблема в том, что десятилетиями из наших сел вымывались сильные личности — те, кто готов брать на себя ответственность, готов двигаться к лучшей жизни. За этой жизнью они и уезжали в города, — рассказывает Игорь Ниесов. — А те, кто там остался, — это люди с достаточно низким уровнем притязаний». Их установка такова: «А мне больше и не надо». Кроме того, они никому, кроме «своих», не доверяют, потому что их слишком часто обманывали. У них нет уверенности в том, что, если они приложат усилия, их жизнь станет лучше. И, наконец, где-то в глубине души они считают, что много зарабатывать — неправильно, что это всегда нечестно.
Сложность еще и в том, что инвесторы, которые приезжают в сельскую местность, — в основном люди потребительского склада. Их задача — освоить территорию. В лучшем случае они готовы предложить местным работу. А тем этого мало, их от этого вообще «не прет», они не верят в возможность заработать, потому что знают и про «золотые парашюты» менеджеров, и про квартиру, которую владелец компании покупает для своей дочери в Америке. Им важно то отношение, с которым к ним пришли. А для бизнеса люди — это просто функция, они должны выполнять указания, не задавая вопросов. Вы представляете, как таких инвесторов встречает простой народ? Первая реакция — защитная. Поэтому вовлечь их в развитие того места, в котором они живут, может только лидер, который считает это место своим домом, планирует там «заземлиться», растить своих детей. К сожалению, таких мало.
Эти проблемы нельзя решить только экономическими методами. Нужно формировать ментальность. В масштабах страны дать людям уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что о них заботятся, что их не обманывают».