Вовлеченность

Мотивация персонала в период кризиса

  • Источник:

    Что делать Консалт

    Автор статьи:

    Ульяна Антонова

В компаниях ситуация с набором персонала, в большинстве своем, идентична — набор персонала сведен к минимуму; либо другая крайность — штат практически полностью обновлен. Среди множества задач, которые приходится решать руководству компаний, особенно актуальной является мотивации персонала.

Мотивация это — совокупность процессов, которые побуждают, направляют и поддерживают поведение человека в направлении достижения цели.

Можно сказать, что это одна из самых непростых задач современного менеджера. Как мотивировать персонал? Безусловно, самый простой ответ — материально. Но, учитывая сегодняшнюю сложную экономическую ситуацию, на этот шаг руководство компаний идет неохотно (у многих нет такой возможности). Ищем другие пути и обращаемся к нематериальной мотивации сотрудников.

Для этого необходимы,  в первую очередь, внутренние ресурсы компании. И прежде чем поговорить о возможностях этих ресурсов, давайте разберемся, — а зачем вообще нужно мотивировать сотрудников в кризис? Ведь, если посмотреть на ситуацию с одной стороны, — сейчас сотрудники как никогда заинтересованы в работе, — если тебя что-то не устраивает, пойди и попробуй найти себе «достойную» работу. Страшно, что вообще ничего не найдешь? Тогда работай, дорогой сотрудник, и радуйся, что тебе все еще платят зарплату. Вот такая мотивация, точнее ее полное отсутствие.

Взглянем на ситуацию по-другому: если у компании временно нет возможности стимулировать сотрудников материально, необходимо найти пути «вдохновлять их на подвиги» с максимальной экономией материальных ресурсов.

Способ 1: поощряем и награждаем

Не секрет, что одним из тяжких грехов человеческих является тщеславие (как говаривал Аль Пачино в хорошем фильме — «тщеславие это один из моих любимых грехов»). В этом непросто признаться себе, но все мы любим погреться в лучах славы. Как это было в советские годы — социальное соревнование, переходящие вымпелы лучшей бригаде фрезеровщиков, — все это работает и по сей день. Организуя конкурсы на звание лучших, а также внутреннее соревнование, руководство компании убивает сразу двух зайцев — сотрудники довольны и готовы к новым свершениям, а затраты минимальны. Главное правило — никакого мошенничества, сотрудники должны четко понимать, — они тоже могут быть лучшими, а значит, при должных усилиях и достойных результатах «минуту славы» можно заслужить.

Важно: довести до сотрудников идею соревнования, правила и критерии оценки должны быть понятны всем. Наглядность отражения результатов соревнования, — старая добрая «доска почета» с фотографиями и кратким описанием достижений, — ничего лучшего еще не придумали. И наконец, кроме неизмеримого признания, необходимо дать сотруднику то, что можно «потрогать руками», — это может быть грамота в рамке или подарочный сертификат небольшого номинала. Это то, что останется сотруднику на память о своем успехе и будет должным образом стимулировать на дальнейшие свершения. В конце концов, будет, что повесить над рабочим столом и показать родным — вот как начальство меня ценит!
Недостатки: во-первых, найдутся сотрудники, для которых такой способ мотивации будет неэффективен (в силу различных причин — острая потребность именно в деньгах, нежелание «выставлять себя и свои достижения напоказ» и наконец, просто пресыщенность такого рода стимуляцией). Во-вторых, зачастую, критерии оценки результатов работы сотрудников необъективны или мало проработаны, что влечет за собой непонимание кого, за что и почему награждают. Таким образом, при должной организации и грамотном определении критериев оценки, такой способ мотивации сотрудников будет эффективным и, что немаловажно в условиях кризиса, малозатратным.

Способ 2: развиваем и взращиваем

Другой способ замотивировать сотрудников, — это дать им возможность повышать свою квалификацию и получать новые знания и навыки внутри компании. Этот способ имеет целый ряд преимуществ: сотрудник имеет возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в идеальном случае сотрудник не платит за обучение, а значит, материальные затраты минимальны. И, наконец — повышается лояльность к компании.

А в чем же польза для самой компании? Можно долго рассуждать о том, что компания заинтересована в квалифицированных кадрах и формирующийся в компании кадровый резерв — это ее будущее, но все гораздо проще. Компании нужны результаты. Результаты дают специалисты. Специалистами иногда рождаются, но чаще — становятся.

Логика действий — либо берем специалистов со стороны, либо взращиваем сами. Очевидно, что такой способ мотивации повлечет за собой затраты для компании, но если в компании есть Учебный Центр, то такие затраты будут гораздо ниже чем при привлечении внешних тренеров и тьютеров. Если же Учебного Центра в компании нет, то задача службы персонала — собрать потребности, сформировать программу обучения и привлечь внешних преподавателей. Корпоративное обучение — очень распространенная услуга на рынке, конкуренция очень велика, и тренеры охотно идут на уступки компаниям, готовым на долговременное сотрудничество.

Кроме того, возможна частичная оплата обучения сотрудниками (что, надо сказать, способствует мотивации сотрудников на обучение). В итоге, компания опять-таки убьет двух зайцев: повысит квалификацию сотрудников, а значит, повысит их эффективность и результативность работы, а во-вторых, — повысит лояльность сотрудников к компании.

Важно: для того, чтобы обучение было эффективно, необходимо выявить потребность сотрудников. Кроме того, нужно оценить насколько затраты на обучение окупятся результатами работы сотрудников после его прохождения.
Недостатки: Потребности в развитии у сотрудников часто не совпадают с потребностями компании, поэтому при формировании программы обучения необходимо  четко соблюсти «баланс интересов», чтобы работодатель получил результат, а сотрудник — действительно нужные ему знания и навыки. Если потребности выявлены неверно, то такое обучение пойдет «псу под хвост», а значит, затраты компании не окупятся. И, наконец, — развитие предполагает рост.

По вертикали или по горизонтали, не важно, главное, — нужно быть готовым к тому, что получая новые знания и навыки, сотрудник повышает свой «вес» в компании. И если компания не готова «продвигать» сотрудника по служебной лестнице, то очень скоро его лояльность «сойдет на нет» и сотрудник покинет компанию. Таким образом, развивая персонал, следует помнить — Знание это орудие, а не цель. Сотрудник, владеющий знаниями, — вооружен, а значит, готов действовать.

Итак, мы рассмотрели только два способа мотивации персонала в условиях кризиса. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и, конечно же,  нельзя говорить о том, что такие методы работы с персоналом являются панацеей. В любом случае, важно помнить о том, что даже в условиях сложной экономической ситуации, мотивация персонала является обязательным условием  существования и развития современной организации.