Удовлетворенность трудом — это характеристика эмоционального отношения человека к выполняемой им производственной деятельности. Исследования удовлетворенности персонала показывают, что неудовлетворенность связана с увеличением числа прогулов и текучестью кадров.
Во многих случаях деятельность работников сильно структурирована, их активность настолько подчинена заданному ритму, люди находятся в столь жестких рамках, что все это оставляет мало возможностей для индивидуальных вариаций. Вместе с тем можно предположить, что удовлетворенность работой сказывается на продуктивности не непосредственным образом, а действует сначала на приверженность человека интересам организации, отношениям с коллегами и руководителями, а уже потом, опосредованно, и на продуктивность.
Удовлетворенность работой зависит от возраста индивида: на 30 и 50 лет приходятся пики удовлетворенности, а относительный спад — на 40 лет. Это объясняется следующими обстоятельствами. В тридцатилетнем возрасте люди в основном проходят период первоначальной профессионализации, в значительной степени адаптируются к работе, достигают первых значительных успехов, ощущают себя только в начале большого пути. С этим, видимо, связано относительное повышение удовлетворенности трудом в тридцать лет. К сорока годам развеиваются многие иллюзии, накапливается усталость, возникает некоторое разочарование. А к пятидесяти годам многие смиряются с реальностью, начинают смотреть на жизнь трезво и рассудительно, понимая, что негативные моменты есть везде, не только в работе.
Возраст — не помеха мотивации и удовлетворенности работой
Другим фактором удовлетворенности трудом является стаж, или опыт работы: чем дольше человек занимается какой-либо деятельностью, тем в среднем в большей степени он ей удовлетворен. По данным различных оценок вовлеченности, это связано сразу с несколькими причинами. Во-первых, чем у человека больше опыта работы, тем выше его квалификация, а значит, тем больше вероятность того, что он будет занимать лидирующие позиции среди профессионалов своего профиля, и тем выше уровень его самоуважения и признания со стороны окружающих.
Во-вторых, стаж работы непосредственно влияет на включенность индивида в некоторую профессиональную общность, а, следовательно, тем больше удовлетворяется потребность в принадлежности.
В-третьих, можно предположить, что чем больше стаж работы в некоторой области и некоторой организации, тем больше вероятность того, что индивид сделал выбор профессии и организации, который соответствует его личностному типу, т.е. типу профессиональных предпочтений.
И, наконец, в-четвертых, весьма возможно, что такое увеличение удовлетворенности можно объяснить и известным в социальной психологии эффектом оправдания усилий, эмпирически зафиксированного в рамках исследований когнитивного диссонанса. Суть эффекта состоит в том, что чем больше человек вложил усилий в какую-либо деятельность, тем более привлекательной она ему кажется и тем выше его лояльность.