На современном этапе развития бизнес-технологий ключевыми ресурсами любой организации, наряду с финансовыми, информационными, технологическими, являются человеческие ресурсы. Предприятия конкурируют, в том числе на уровне профессионального развития своих сотрудников — их знаний, умений, навыков. Для наиболее разумного и эффективного использования этого ресурса, необходимо правильно его оценить. Различные системы оценки персонала позволяют выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании. В данной статье мы поможем вам сориентироваться в их многообразии и выбрать именно те, которые наилучшим образом подходят для вашей организации.
Оценка в том или ином виде проводится на каждом этапе работы:
1. Подбор кандидата на вакантную должность: оценка необходима для установления соответствия умений и навыков кандидата (профессиональных и личностных) должностным требованиям и корпоративной культуре компании;
2. Прохождение испытательного срока: целью является дополнительная оценка уровня соответствия сотрудника занимаемой должности и уровня его адаптации в компании;
3. Выполнение текущей деятельности: на данном этапе оценка направлена на уточнение плана профессионального и карьерного роста сотрудника, принятие решений о премировании, пересмотре заработной платы;
4. Обучение: необходимо определить текущие знания сотрудника и потребность в его обучении, желательно провести подобную процедуру и после прохождения обучения;
5. Перевод в другое структурное подразделение: следует определить возможности сотрудника для выполнения новых должностных обязанностей;
6. Формирование кадрового резерва: оценка профессионального и личностного потенциала сотрудника;
7. Увольнение: на данном этапе оценка требуется для выявления некомпетентности сотрудника, причем основанием увольнения в этом случае могут служить только результаты аттестации.
Оценка персонала не всегда бывает четкой и формализованной. Однако с развитием анализа бизнес-процессов и более внимательным отношением к стратегическому развитию компаний, стали появляться формализованные системы оценки, основанные на стратегических задачах компаний.
Можно встретить различные варианты названий систем оценки персонала:
Несколько позже появилась более детализированная, основанная на оценке эффективности каждого сотрудника, система Management by Objectives (MBO) — управление результативностью. Суть этого подхода заключается в том, что для сотрудника формируется список ключевых задач (критериев работы) в едином стандарте. Стандарт этот, как правило, включает наименование, описание и весомость задачи, а также планируемые и фактические показатели ее выполнения (с указанием соответствующих единиц измерения) в общем списке задач объекта управления. В данном случае очень важно, чтобы выполнение каждой задачи поддавалось измерению. По истечении установленного периода, сотрудник и руководитель оценивают выполнение каждой цели (как правило, в процентах) и всего личного плана сотрудника.
Постепенно акцент в оценке персонала смещается на рассмотрение личных и профессиональных качеств отдельного работника. Так, одна из разработок, которая носит название Performance management, представляет собой систему более масштабную, чем MBO. Она направлена не только на оценку результата, но также на учет «средств», которыми этот результат достигнут — личные качества сотрудников.
Следующая система оценки персонала — «360 градусов». Она была создана с целью повышения объективности оценки. Предполагается, что в ходе процедуры оценки опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника; это приводит к снижению субъективизма оценки. Процедура проводится в несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются опросники, проводится анкетирование, в конце анализируются результаты и разрабатывается план развития недостаточно развитых компетенций. Важно правильно определить критерии оценки, которые не могут быть одинаковыми для разных должностей. Для каждой должности определяется свой круг компетенций с заранее разработанными индикаторами для оценки — поведенческими примерами. Плюс данной системы оценки заключается в ее относительной простоте. Однако следует учесть, что при проведении масштабного исследования затрудняется процесс обработки полученных данных. Кроме того, необходимы четко выработанные критерии оценки. Помимо этого следует правильно организовать сбор информации, проинформировав людей о целях тестирования.
Assessment Center — предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника.
Данная процедура чаще всего включает:
— интервью с экспертом, в ходе которого собираются данные о знаниях и опыте сотрудника
— психологические, профессиональные тесты
— краткую презентацию участника перед экспертами и другими участниками
— деловую игру (под руководством наблюдателя группа сотрудников разыгрывает бизнес-ситуацию по сценарию)
— биографическое анкетирование
— описание профессиональных достижений
— индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-кейсов)
— экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.
Для России традиционной системой оценки является аттестация. Она применялась на предприятиях еще в советское время. К сожалению, аттестацию сильно недооценивают в качестве системы оценки. По сути она очень схожа с Performance management, однако, являясь процедурой крайне формализованной и регламентированной, существенно отстает в отношении применяемых методов — законодательство не успевает за развитием методов оценки. Кроме того, аттестации подлежат сотрудники, которые занимают должности, закрепленные в нормативных актах Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных органов власти. В результате, в современных условиях отсутствия единого стандарта должностей, проведение аттестации становится возможным только в бюджетных учреждениях.