За последние несколько лет «преподаваемые дисциплины» в обучении, как и другие услуги рынка профессионального развития, претерпели очередные и вполне обозримые изменения.
Наряду с «правильной по жизни» позитивно-мажорной тематикой — вроде тренингов по продажам, мерчендайзингу, переговорам и т.п. и прочих прикладных «стремян» и «уздечек» — появились более изощренные предложения: «ответы на возражения», «жесткие переговоры», «переговоры в продажах». Детализированная тематика, безусловно, способна наглядно продемонстрировать, что специалист по персоналу не только не лыком шит, но успевает отслеживать и учить новые слова и готов платить за умение ими пользоваться немалые деньги.
Неукротимая в тренинговом брендинге мысль шагнула на новые просторы. Так, менеджеры стали тысячами лазить по веревкам и прыгать по веткам — с прилагающимся глинтвейном зимой и холодным компотом летом, что было прогрессивно названо не развитием стаи, а командообразованием.
Параллельно с возросшей двигательной активностью и адреналином лесного фитнеса стали популярны такие слова, как «ассессмент», «компетенции» и другой ассортимент отдела кадров, переведенный на язык современных «оглядок» и «прислушек» с информацией о сотруднике, зафиксированной должным образом — «на всякий случай». Теперь ошибиться может только наука, а никак не представитель кадровой службы. Проверка на соответствие компетенциям, получение «индульгенции» на определенный период — пока проверенные компетенции не истают у индивида или не выйдут из моды как таковые — стали своеобразными сдачами норм ГТО («Готов к труду и обороне», если кто забыл или не успел узнать).
Тем самым уже из этого нехитрого перечисления очевидно, что на вопрос, чему же будем учить (или «подо что будем бюджет косить, чтобы быть не хуже других»), сегодня имеется множество вариантов ответов.
Выбор, собственно, заключается в том, чтобы или с пафосом и серьезом закрывать основные бреши («с продажами — совсем никак», «на переговорах робеют»), или с долей изысканности («а у нас вообще-то все хорошо, но отполировать и улучшить бы не мешало») утончать запрос, как присуще гурману, выбирающему не только ресторан, но и соус в этом ресторане. Тут в самый раз будут «жесткие переговоры» с соусом из стресс-менеджмента.
Можно, конечно, заказать и нечто совсем адресное, чего ни у кого нет. Тут как раз подходят компетенции и лесное командообразование. Например, заказ на то, чтобы по банковскому продукту и именно для данного банка, но не про переговоры, не про продажи и не про отношение к клиенту.
Это все у нас уже было, и они это умеют — других не берем.
В общем, мы рождены не только, чтобы сказку сделать былью — как давно известно из якобы прошедшей истории, — но и воплотить сказку за два дня, причем без купюр и изъятий. Считается, что пресловутое «ни пешком — ни верхом, ни голым — ни одетым, ни слишком умным — ни полным дураком» обернется готовым продуктом за два-три дня и как ни в чем ни бывало?.. Каждый, прошедший пусть и короткое, но называемое «циклом обучения» и поцеловавший свинарку или пастушку, по превращении ее в принцессу, неизбежно получает заветную компетенцию, которая вознаграждает вожделенной успешностью (по всем нужным критериям) некогда скромного участника тренинга. Разумеется, отныне он стал более компетентным и активным, а главное — еще более преданным организации.
Попробуем ответить на этот вопрос серьезно. Чтобы серьезность размышления и предложения хотя бы отчасти соответствовала серьезности оклада заказчика и затрат организации в целом.
Видимо, независимо от формально объявленной темы, всегда есть некие базовые компетенции — навыки — умения (требуемый сленг выбирается по желанию; важно только не употребить невзначай нечто из позапрошлого гардероба), которые можно тренировать: развивать, корректировать, совершенствовать и так далее.
Не думайте, дорогой читатель, что вместе с вами мы сейчас примемся перечислять хорошо забытое старое. Всякое там «умение слушать», «доброжелательность к партнеру», «невербальную гибкость», «усидчивость», «быструю переключаемость», «способность вести диалог» и «становиться на точку зрения партнера». Не будем мы касаться и таких классических тем, как умение организовывать время, снимать стресс, перехватывать управление, делегировать невесть что и командообразовываться невесть с кем.
Может и не стоит также стоять насмерть, выполняя не всегда сформулированные, но весьма явные наказы заказчика — «дать им пинка, чтобы крутились не как дохлые мухи», «построить наконец, чтобы понимали, что цепь и конура близко, а лес — далеко», «сделать так, чтобы и вокруг темы походить, и чтобы отдохнули, и чтобы начальству доложить, что план промывания мозгов выполнен». В конце концов, и это тоже навыки и компетенции, которые — если они желанны заказчику — почему бы не выполнить?
Двигаясь по дорогам жизни, дойдем, наконец, и до умных и не лишенных лиричности заказов. Как, например, вам такая тема: «Подумать о будущем»? Не сразу и поймешь, какие-такие навыки-компетенции на уме у очень умного и смелого заказчика. Очевидно, что последняя формулировка и призыв к исполнению — удел генерального директора. Ни директор по персоналу, ни владелец такого себе не позволят.
Это вам не поглядывать со стороны как председатель правления по веткам скачет, а привязанный за ногу главный бухгалтер другой ногой через забор перешагивает. Это вам не эксперимент на живых людях по переговорам с марсианами. И даже — не попытка по новому расчертить еженедельник на столе и в голове с помощью фломастеров (чтобы, как в жизни, один не писал совсем, а два других — неожиданным цветом и с кляксами).
Можно конечно, рванув на груди фирменную рубаху, задаться целью учить топ-менеджмент «мыслить, чувствовать, страдать». Если к этому добавить умение «еще быстрее озирать поляну», иногда думать о вечном, плавно переходя к стратегиям развития, а уже оттуда — делая через равные промежутки остановки — строить локальные планы, следить за исполнением, соотносить текучку с главным, то экзистенциальная высота помыслов прямо за горизонтом сомкнется с полезнейшим выполнением задуманного.
И ведь самое смешное в том, что этому, безусловно, можно научить. Задача более выполнимая, чем навыки продаж развить у тех, кто учился на кого угодно, а угодил, сами знаете, куда.
Отсюда уже и совсем недалеко до всяких там креативности, наблюдательности, заинтересованности, принятия правильных решений. Весь этот прекрасный пафос «дышать новым» на пути к «другому себе», поиск непростых путей, оказывающихся единственно верными…
Говоря об обучении, мы также можем шагнуть в сопредельные области и словеса и говорить о развитии, совершенствовании, повышении квалификации, разборе кейсов, обмене опытом, обучении через стратегическое планирование. Однако при всех изысках и поворотах темы надо же, наконец, поставить точку и выбрать то, на чем сердце заказчика успокоится, придя к марьяжному разрешению с тренером в виде договора со всеми печатями.
Ответ, как нам кажется, сравнительно прост. Сам выбор: «это» или «это» — вводит в ненужные и драматические размышления или действия наугад и отдаляет от взаимных марьяжных интересов. Проще посмотреть на возможное с точки зрения «и, и, и», уйдя от отчаянных попыток выстроить куб в плоскости.
Да, на тренинге не обойтись и без «хорошо забытого старого», и без «риска и азарта новизны», и без «обнаружения рядом того, что там вроде бы не лежало», и без ощущения свежести от своих способностей и ценностей.
Не обойтись без новых эскизов по старым поводам и без опоры на осуществимость новых навыков, не обойтись без пусть маленьких, но законченных продвижений по навыкам новым, не обойтись без нового интереса к делу и мотивированности, а также не обойтись без опоры на свое прекрасное самочувствие, наблюдательность и способность заразительно смеяться.
Не менее важно тренировать капризность, агрессивность, способность реагировать. И если человек начинает меньше спотыкаться, лучше кататься на горных лыжах, хорошо спать и есть с аппетитом — в этом тоже нет ничего удивительного.
Думаю, что только из сочетания многих, порой неожиданных «а еще и это…» возникает успех и продвижение. А уж втиснуть и упростить происшедшее до заказанных канонов — дело десятое. Вот увидеть в себе новые позитивные стороны — это задача потруднее; хроническая привычка обращать внимание на то, что «не так», осторожничать и множить всякие «нет-реакции» — вещь глубокая. Калейдоскоп достижений и приращений требует подобного узнавания и принятия «гомеопатических» радостей и совершенств, из которых затем и складываются те самые навыки-компетенции, к которым, спеша и по столбовой дороге, идут старшие братья и сестры из всех сказок, всегда опаздывая и приходя не туда, в отличие от младшеньких, которые и на печи полежат и голоса зверей и птиц послушают… Тоже не последняя задача для тренинга.