Еще Зигмунд Фрейд указывал на то, что существование цивилизации само по себе делает человека невротиком, создавая внутренний конфликт между природой и социальной составляющей психики. Развивая его мысль, можно сказать, что в бизнесе, где социум сжат до пределов офиса, внутренний конфликт становится неотъемлемым атрибутом рабочих будней.
Неспровоцированные грубость коллеги или повышенный тон начальника могут на полдня выбить человека из колеи. Только к вечеру он остывает и понимает, что не стоило волноваться по таким пустякам. Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией «КОМКОН», почти 45% россиян признаются, что часто волнуются из-за мелочей.
Звучит как каламбур, но это факт — трата нервов по пустякам на самом деле не пустяк, а, если верить медицинским справочникам, прямой путь к неврозам.
«Масса сил, нервов и времени тратится не на то, на что надо», — сетует директор по рекламе компании «Соло» Людмила Тепликова. По ее мнению, это неизбежно, если по роду деятельности приходится общаться с множеством контрагентов. Для уменьшения эмоциональных затрат, она ввела жесткие бюрократические ограничения в деловом общении. «По каждому проекту мы требуем заполнения максимально подробных формуляров. Чем больше описаний мы требуем, тем меньше шансов остается для отклонений и, соответственно, длительных разговоров с контрагентами, т. е. нервных трат».
Страх быть уволенным тоже может стать источником постоянных мелких раздражений. Менеджер по персоналу той же компании «Соло» Мария Кокурина считает, что от него можно избавиться, если периодически обращаться в кадровые агентства. «Не для того, чтобы найти работу, а просто чтобы знать себе цену и быть уверенным в том, что если что-то случится, то всегда можно устроиться на аналогичную работу», — поясняет Мария Кокурина.
Психолог-консультант компании «АНКОР» Вера Александрова считает, что источником постоянного раздражения может стать нелюбимая работа. Но даже если работа нравится, но не нравится работодатель, это тоже сильно действует на нервы. А как показал опрос, проведенный маркетинговой фирмой Taylor Nelson Sofres, 40% россиян не любят компанию, в которой работают. То же самое можно сказать про 58% японцев и голландцев, 57% шведов, 55% южнокорейцев, 48% эстонцев, 45% литовцев, 37% латышей, 36% поляков, 34% англичан, 31% американцев, 25% немцев, 21% французов и 19% израильтян.
Результаты опроса Taylor Nelson Sofres, о чувстве любви к компании.
По мнению директора тренинговой компании MTI Георгия Мелика-Еганова, есть надежный способ сократить число поводов для стресса — прояснить свои жизненные цели, постоянно держать их в голове и сверять с ними свои поступки.
Беда заключается в том, что в повседневной деятельности люди тратят силы на дела, которые не соотносятся с целями. Это становится источником постоянного раздражения.Георгий Мелик-Еганов, директор тренинговой компании MTI
Немного иной взгляд на проблему предлагает наука. «Все мелкие расстройства возникают по очень серьезным поводам», — утверждает научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Василий Недашковский. По его мнению, в основе мелких раздражений лежат нарушения в системе ценностей. «Есть такое правило — величина негативных чувств равна величине неудовлетворенных потребностей. Только речь здесь идет не об обывательских потребностях, а о так называемых стратегиях жизни, в основе которых лежит любовь к чему-либо», — говорит Василий Недашковский. Он выделил шесть наиболее распространенных потребностей, каждая из которых может превратиться в страсть и стать источником излишней раздражительности.
Любовь к себе. Это потребность постоянно чувствовать и переживать свою значимость. Человеку необходимо, чтобы окружающие нуждались в нем и любили его. Если любовь к себе становится чрезмерной, то одно грубое слово уборщицы или косой взгляд малознакомого человека может испортить настроение на весь день. При этом люди, для которых любовь к себе не стала страстью, даже не заметят подобных вещей.
Тяга к совершенству. Человек постоянно испытывает потребность в том, чтобы все происходило только так, как считает правильным он. Перфекционист требует такого же стремления к совершенству от своих коллег и подчиненных, любое несоответствие приводит его в бешенство.
Любовь к скорости. Это маниакальная потребность делать все быстрее. Постоянным источником раздражения становится все, что этому мешает (например, предложение коллеги выпить кофе, когда дело еще не закончено).
Любовь к свободе. Антисоциальная стратегия, чаще сильно выраженная у подростков. Но иногда сохраняется на всю жизнь. Любое ограничение извне приводит к расстройству. Например, человек приходит на работу когда ему удобно, а упрек со стороны начальства за опоздание воспринимается с обидой.
Потребность душевной близости. Источником раздражения становится любое нежелание со стороны коллег сократить дистанцию, перейти на душевные отношения. Деловая позиция в разговоре для них неприемлема и граничит с отторжением. Они чувствуют себя заброшенными и одинокими.
Любовь к удовольствиям. Люди с подобной стратегией ленивы по определению. Любая работа по большому счету становится источником раздражения, так как занимает время, которое можно потратить на удовольствия.
Чтобы перестать волноваться по пустякам, надо осознать «свою порочную любовь». Это первый шаг. «Надо помнить, что любовь эта чрезмерна, и в соответствии с этим пытаться реагировать на раздражители» — говорит Василий Недашковский. При возникновении раздражения надо спрашивать себя, «что со мной происходит», потом — «из-за чего это у меня происходит». Таким образом можно постепенно перестроить свои жизненные позиции и реакции.
Человек, чрезмерно любящий себя, должен стремиться к тому, чтобы начать любить не отношение людей к себе, а свое отношение к ним. Процесс перестройки ценностей сложный и длительный. Главное, чтобы у человека было желание перестать волноваться по каждому поводу.