Аутсорсинг привел к стремительному росту целого ряда новых профессий и видов бизнеса, связанных с управлением рабочей силой, которую организации больше не принимают в штат. Как правило, это или очень низкооплачиваемые и малопрестижные виды работы, или сверхспециализированные профессии, где поддержание необходимого профессионального уровня сотрудников или их загрузки для организации представляется проблематичным.
Термин «аутсорсинг» (“outsourcing”) — англоязычный неологизм, появившийся в американских толковых словарях только в начале 80-х гг., но с тех пор прочно обосновавшийся в бизнес-лексиконе большинства европейских языков. В русском языке он начал понемногу использоваться со второй половины 90-х — до этого в англо-русских словарях он отсутствовал. В английском его антонимом стал более редкий термин «инсорсинг» (”insourcing”) , и по аналогии были созданы термины «ауттаскинг» (”outtasking” — передача вовне отдельных задач организации) и «аутплейсмент» (”outplacement” — «вывод персонала за пределы фирмы» может означать все, что угодно, вплоть до банального увольнения). Предтечей термина «аутсорсинг» было гораздо более устоявшееся понятие «субконтрактация».
Если кратко, то аутсорсинг — это передача сторонней фирме деятельности, которая ранее осуществлялась в рамках данной организации. Тема аутсорсинга практически любой неключевой функции в организации сегодня весьма актуальна на Западе. Передаются специализированным компаниям управление автопарком, поездками, кадрами, логистика, даже сборочное производство. Годными для аутсорсинга считаются функции зрелые, в которых не прогнозируется инновация, способная дать компании стратегическое преимущество.
В первую очередь компании идут на аутсорсинг, чтобы сосредоточиться на своих основных функциях, а не заниматься управлением столовыми, клинингом, начислением в пенсионные фонды, вылавливанием компьютерных вирусов и прочими задачами, которые важны, но не являются ключевой деятельностью.
Вторым фактором привлекательности аутсорсинга является ситуация, когда внешний провайдер услуг способен обеспечить экономию или более высокий уровень услуг за счет специализации, более дешевой рабочей силы или эффекта масштаба. Аутсорсинг может позволить экономить ресурсы организации. Еще одним двигателем, менее очевидным на первый взгляд, является возможность для организации учиться у своего поставщика услуг.
Аутсорсинговые компании существуют всего пару десятилетий, но уже управляют кадрами крупнейших компаний, таких как BP, Bank of America или Unisys. Ключом к успеху этих проектов стало внедрение интернет-систем, позволивших сделать информацию доступной практически мгновенно и повсеместно всем, кто в ней нуждается, — кадровой службе компании, индивидуальным работникам, внешнему провайдеру услуг. Уровень удовлетворенности опрошенных сотрудников в случае ВР вырос с 60% до 85% опрошенных.
Как показал опыт ВР и Bank of America, переход на аутсорсинг занимает от 9 до 18 месяцев. Главные проблемы, связанные с аутсорсингом, — это опасения менеджмента утратить контроль над кадровой функцией и разница в трудовом законодательстве. Так, германский трудовой кодекс в этом смысле гораздо более жесткий, чем американский или британский. В Германии и вообще в европейских странах компании более жестко ограничены в возможностях передачи управления трудовыми ресурсами третьей стороне.
Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента, Питер Друкер, в своей книге «Следующее общество» (2002), заметил, что большинству компаний придется столкнуться с ситуацией, когда 40% их сотрудников будут непостоянными — или работающими по временным контрактам, или получающими зарплату от контракторов, поставщиков, специалистов по аутсорсингу. Можно с уверенностью утверждать, что он не ошибся в своих словах.