Обучение руководителей

Направления и формы коучинга

  • Источник:

    АлександриД-Карьера

    Автор статьи:

    Сергей Авдеев

Коучинг — профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями. Это один из методов консультирования, возник 20 лет назад, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а так же его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента.

Направления коучинга:

Бизнес-коучинг: решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека — то есть в бизнесе. Можно определить два направления работы:
1. Коучинг для руководителей. Все о вопросах управления, руководства, направления организации и сотрудников. А точнее: лидерские технологии, построение команды, конфликты, корпоративная культура, мотивация персонала, реорганизация, реструктуризация, стратегическое планирование, и т.п.;
2. Коучинг для рядовых сотрудников компании. Как войти в коллектив, став своим человеком; как научиться встраиваться в любую команду, в любую компанию с разными стилями управления, как находить общий язык с разными руководителями; конфликты с руководителем и коллегами; как преодолеть кризис профессионального роста; как пройти собеседование, испытательный срок; как сделать карьеру; как достойно выступить на совещании, представить свой проект; тайм-менеджмент; решение профессиональных задач (например, для торгового представителя — как грамотно работать с возражениями потенциального клиента), и многое другое.

Личностный коучинг: решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь определены два направления:
1. Коммуникативное. Выстраивание, налаживание отношений с окружающими людьми (близкими, друзьями, семьей);
2. Личностное. Работа клиента со своей личностью — уверенность в себе, адекватная самооценка, осмысленность жизни, самоопределение в жизни (кто я? куда и зачем жить? почему именно так, с этим человеком? и т.п.), поиск внутренних сил, источников бодрости и активности, стрессоустойчивость — как управлять эмоциями, и многое другое.

Формы коучинга:

Обычно коучинг проходит в форме специальных встреч. Эти встречи принято называть коуч-сессиями. Коуч-сессии могут быть индивидуальными и групповыми. Иногда коучинг проходит без отрыва от реальности. То есть — коуч-сессия включена в реальную деятельность клиента (или группы) — проходит во время совещаний, переговоров, поиска и принятия трудных решений, и т.п. Коуч просто присутствует, наблюдает, если это в ситуации допустимо — задает вопросы, либо задает вопросы после.

Коучинг в менеджменте, это тоже особая форма общения с подчиненными, которая строится по правилам коучинга. Коуч-менеджмент — особая и большая тема, требующая отдельного описания.

Этапы работы на коуч-сессии:

Условно работу на коуч-сессии можно разделить на следующие этапы:

1. Постановка цели — осознание желаемого;

2. Анализ реальности — ресурсы, ограничения, возможности;

3. Поиск решения;

4. Составление пошагового плана достижения цели;

5. По желанию клиента, поддержка во время движения к цели.

Какова длительность коуч-сессии?

Индивидуальная коуч-сессия длится около 60 минут. Причем ее длительность регламентируется коучем, а не клиентом. Сессия может закончиться через 15 минут, после ее начала, а может и через 80 минут. Коуч знает, когда надо остановиться. При этом, оплата всегда берется ровно за 60 минут, независимо от того, сколько вы на самом деле работали. Почему? Дерзну предположить, что вы платите не за время проведенное с коучем, а за… результат. И если правильно закончить сессию на тридцатой минуте, коуч закончит ее.

Каждый раз вы сами решаете, нужна ли еще одна сессия. Бывает достаточно трех-пяти сессий, а при наличии большого жизненного (профессионального) проектов работа может растянуться до полугода.

Условия успешного коучинга?

Со стороны коуча:

— Отношение к клиенту как к зрелой личности, способной самостоятельно решать проблемы, брать на себя ответственность за свои поступки. Если же коуч относится к клиентам как к детям, неспособным найти нужное решение и не желающим брать на себя ответственность, то они и ведут себя соответственно. Садятся на шею коуча (а сотрудники организации — своему руководителю), и просят его нести ответственность за их жизни, вести по жизни за ручку, как неразумных и ни за что не отвечающих детей.

— Терпимость к точкам зрения, отличающимся от его собственных и искреннее желание выслушать и понять позицию другого человека. Умение удержаться от преждевременных советов, оценок и решения проблем за других.

— Искренняя заинтересованность в том, чтобы клиент (а у менеджера — его подчиненный) добивался успеха. Отсутствие стремления «присвоить победу себе». Это очень важный пункт. Чем профессиональнее коуч, тем незаметнее его работа, и клиентам порою кажется, что коуч ничего не сделал. Ведь он не советовал, не поучал, не говорил «правильные вещи». Если это так, то порадуйтесь за себя — вы работали с настоящим профессионалом.

— Владение навыками коучинга. Понимание, когда и как его применять, и что важно — знание того, когда коучинг проводить не нужно. А нужен, например, оперативный антикризисный консалтинг, или традиционная психотерапия, или...

Со стороны клиента:

— Желание достичь цели, решить задачу, найти ответ на волнующий вопрос. А если клиента к коучу привели (родители, начальник отправил, менеджер навязывает подчиненному такой стиль общения), а он сам никакого коучинга не хочет, то толку от таких встреч будет мало.

— Готовность брать на себя ответственность за происходящее, за свою жизнь, работу и успешность в ней.

— Доверие к коучу, как к помощнику.

В заключении хочу еще раз повториться и отметить то, что вы и так заметили, читая эту статью. Коучинг не настолько древняя «профессия», чтобы быть полезным всем. Коучинг только для тех, кто желает большего, чем имеет сейчас, кто не стоит на месте, ни в личной жизни, ни в работе. Коучинг для активных, кто отказывается быть в пассивной просящей позиции «научите меня», но заявляет «вы намекните, где искать, а я найду и научусь сам». Вы, как человек, такой? Вы, как менеджер, хотите иметь таких сотрудников? Тогда коучинг это то, с чем вам стоит познакомиться.