Психодиагностика профессионально важных свойств и деловых качеств

Собчик Л.Н.

Предлагаем Вашему вниманию тезисы доклада Собчик Л.Н. на конференции "Психологическая диагностика и тестирование персонала", которая проходила 25-26 октября 2004 года...

Психологические методы изучения тех личностных свойств, которым придается значение при профотборе и расстановке кадров, носят разнообразный характер. В основном задействованные в этой области специалисты придерживаются упрощенной стратегии. Она заключается в том, что с помощью не всегда удачных опросников пытаются выявить преобладающие характеристики, которые позволили бы судить о наличии или отсутствии тех или иных способностей и личностных качеств. Среди них чаще всего наблюдается набор таких свойств, которые ни по весомости, ни категориально не являются сравнимыми, тем более – равно значимыми. Это лишь в небольшой степени - эмоционально-динамические характеристики, но более всего – морально-нравственные качества, социальные аспекты поведения, профессиональная направленность интересов. При этом пункты опросников нередко грешат громоздкостью и сложностью конструкта. Текстуально вопросы носят такой характер, что они неизбежно фильтруются сознанием обследуемого лица, вольно или невольно вызывают естественную эгозащитную реакцию и провоцируют декларативно-установочные ответы, закрытость, неоткровенность или стремление показать себя в лучшем свете.. Можно ли всерьез опираться на полученные при таком обследовании данные? Методики данного типа по сути представляют собой упорядоченное интервью и не позволяют заглянуть вглубь личности, выявляя в основном лишь социальное лицо человека, тот образ, который отражает его стремление соответствовать общепринятой модели социально желательной личности или тем требованиям, которые, как он считает, к его личности предъявляет работодатель.

Нередко свойства, которые пытаются определить с помощью таких опросников (например. «деликатность», «ответственность», «бдительность», «уважительное отношение к своей професии», «умение соответствовать духу корпоративности») являются воспитуемыми, т.е. они приобретаются в процессе социализации. Воспитывающее влияние окружающей среды в основном формирует фасад личности или то ролевое поведение, которое скорее представляет идеальное, социализированное Я человека. Именно эту сторону личности мы наблюдаем в комфортных, относительно идеальных условиях, т.е. в той спокойной обстановке, когда человек не должен отстаивать свое Я, бороться со стоящими на пути препятствиями, неудачами и стрессами. Но все меняется при столкновении с обычными житейскими или производственными трудностями, с незапланированными ситуациями, без которых сама жизнь не возможна. Тем более – если речь идет о выраженном стрессе, чего тоже трудно избежать. И тут мы уже имеем дело не столько с идеальным, сколько с реальным Я человека. Многое из того, что привито вос­пи­та­ни­ем, что впи­тал в се­бя че­ло­век из опы­та со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния, вдруг ру­шит­ся или от­хо­дит на вто­рой план и про­яв­ля­ет­ся его ин­ди­ви­ду­аль­ный тип переживания и поведения. Чаще всего в такой ситуации возникают непроизвольные, не­по­сред­ст­вен­ные реакции, но бывает и так, что при этом ут­ра­чи­ва­ется кон­троль над высказываниями и поведением, эмоции становятся избыточными и начинают преобладать над рассудком, а иногда человек просто « те­ря­ет свое ли­цо». Сле­та­ет фа­сад, по­верх­но­ст­ный план лич­но­сти, а ино­гда и мас­ка, за ко­то­рой с­кры­ва­ет­ся бо­лее от­кро­вен­ная сущ­ность че­ло­ве­че­ской на­ту­ры. Но это - все тот же че­ло­век, в котором сочетаются как минимум два слагаемых его личности - идеальное и реальное Я. Так что нам важ­нее знать о нем: то, чем он стре­мит­ся ка­зать­ся, или то, чем он яв­ля­ет­ся на са­мом де­ле?

Для более объективного и глубокого изучения личностных свойств человека эффективно применение психологических методик в виде продуманной батареи тестов. Во-первых, она должна быть теоретически обоснованной, т.е. базирующейся на определенном концептуальном подходе, определяющим понимание самого объекта исследования – личности.

Во-вторых, помимо вербальных тестов в виде опросников, определенную пользу которых нельзя отрицать, следует использовать невербальные, глубинные методы, позволяющие избежать защитных и установочных реакций, а также дающих широкие возможности для изучения эмоциональной сферы, мотивационных аспектов, познавательных функций и индивидуального стиля общения обследуемых лиц.

Среди специалистов, занимающихся кадровым отбором, давно уже замечена некая фобия по отношению к глубинным личностным тестам и тем методикам, которые нацелены на базисные свойства личности. Им кажется, что эти тесты грешат психиатрической терминологией и направлены на поиски болезненных симптомов. Отпугивают слова «тревожность», «импульсивность», «агрессивность»…… Категорически неприемлемыми кажутся такие дефиниции как акцентуация, психопатические черты, невротизм, психосоматическая стигматизация. Что ж, исторически так сложилось, что психиатры гораздо раньше психологов обратились к человеческой индивидуальности как раз для того, чтобы дифференцировать болезненные расстройства психиатрического регистра от личностных особенностей, и, в крайнем случае, личностных расстройств, которые, однако, требуют скорее социально-психологической, чем врачебной коррекции.

Хотелось бы привлечь внимание специалистов широкого круга, занятых проблемой профессионального и кадрового отбора, к прекрасной книге Петра Борисовича Ганнушкина «Психопатии». Именно в ней можно познакомиться с красочным описанием целой галереи человеческих характеров, среди которых каждый узнает и некоторые свои черты и портреты множества знакомых лиц. При этом все они продуктивны в общественной и профессиональной жизни, и лишь некоторые особенности характера временами затрудняют их сосуществование с другими. Дело даже не в том, имеются ли у этих людей выраженные психопатические черты. Просто Ганнушкин в своей книге привел талантливое описание весьма широкого спектра разнообразных характеров. В конечном счете, психопатия – это всего лишь «плохой характер», в котором резко заострена человеческая индивидуальность и контроль рассудка над эмоциями зачастую не срабатывает. При этом следует отметить, что «плохой» или «хороший» характер – понятие относительное и почти всегда субъективное.

Но кто скажет, что личностные особенности яркого лидера – прерогатива устойчивого, сбалансированного характера полностью гармоничной и уравновешенной во всех смыслах этого слова личности? Скорее, напротив, это – личность пристрастная, неугомонная, временами агрессивная, испытывающая потребность идти на риск, преодолевать трудности, обладающая эмоциональной выразительностью и заразительной яркостью. Лев Николаевич Гумилев такой тип характеризовал как «пассионарная личность», т.е. личность, устремления которой выходят за пределы практичной полезности и собственного узко эгоистического благополучия.

В противовес этому варианту, описанная Ганнушкиным категория «конституционально-глупых» представляет собой лиц с типичной обывательской психологией, не имеющих собственного мнения, подхватывающих расхожие мысли и веяния как эхо, превращая их в тривиальность и китч. Эта группа лиц, вполне соответствующая понятию нормы, отличается отсутствием тенденций к новаторству и проявляется выраженным эгоистическим прагматизмом в рамках конформного, зависимого от мнения большинства поведения.

Однако я не ставила перед собой целью доказать, что непременной составляющей яркой личности является акцентуация характера или, того более, патологическая стигматизация. Кстати, этим бы я лишь педалировала ставшую уже давно расхожей идею о параллелизме гениальной одаренности и нервно-психической патологии, о чем немало написано в известных публикациях Моргенштерна и других авторов, которые приписывали эпилептоидные, истерические и шизофренические черты прославленным писателям, философам и военачальникам.

Речь здесь идет о другом. С одной стороны, не следует представлять себе норму как некую унылую усредненность, нулевую точку отсчета, полное отсутствие каких либо выраженных черт: во-первых, коридор нормы широк и вариабелен, он содержит в себе огромное разнообразие типов личности. Во-вторых, сложный конструкт личности базируется на тех первичных элементах, которые представляют собой как бы кирпичики личностного фундамента. Эти кирпичики – индивидуально-типологические свойства, ведущие тенденции, пронизывающие все уровни личности на разных этапах ее формирования, уходящие корнями в генетическое прошлое человека, преобразующиеся под влиянием социума сперва в характер человека, а затем и в зрелую личность, в значительной степени (и все же не всегда и не полностью) контролируемую сознанием. Про­ни­зы­вая всю струк­ту­ру древа лич­но­сти от корней, уходящих в генетическое прошлое человека, до кроны дерева – высших, вер­ши­нных аспектов личности, ве­ду­щие тен­ден­ции мно­гое о­пре­де­ля­ют в судь­бе че­ло­ве­ка, за­став­ляя его при про­чих рав­ных воз­мож­но­стях из всех пред­ла­гае­мых жиз­нью цен­но­стей и видов активности выбирать лишь те, ко­то­рые для него наи­бо­лее ор­га­нич­ны, так как к ним есть оп­ре­де­лен­ный тро­пизм, не­осоз­нан­ное вле­че­ние.

Ведущие тенденции представляют собой основу индивидуально-личностной типологии, судьбореализующую канву, предиспозицию, которая при сопутствующих обстоятельствах позволит человеку реализовать свой потенциал в определенном направлении. Так, одному дано стать лидером для большой группы лиц, другому даже при самых благоприятных обстоятельствах это сделать не удастся, третий может быть лидером лишь в сфере научных идей, но людей подчинить и повести за собой он не способен, четвертый чрезвычайно стремится командовать другими, но, несмотря на упрямство и упорство, склонен генерировать конфронтацию и не умеет договариваться с людьми, и т.д.

Опыт показал, что существует значимая связь врожденных индивидуально-типологических свойств с социально-производственной результативностью. К примеру, такое базовое качество как спонтанность проявляется высокой поисковой активностью, склонностью быстро и самостоятельно принимать решения, проявлять предприимчивость, реформаторство, идти на риск, неконформно мыслить и независимо вести себя. Когнитивный стиль личностей данного типа отличается це­ло­ст­но­стью вос­при­ятия при по­сти­же­нии но­вой ин­фор­ма­ции и ори­ен­ти­ро­вкой на соб­ст­вен­ную ин­туи­цию, а по­ни­ма­ние про­бле­мы мо­жет опе­ре­жать опыт. В про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ний они ру­ко­во­дству­ют­ся до­гад­кой, пред­вос­хи­ще­ни­ем и спо­соб­ны на ос­но­ва­нии ми­ни­маль­ной ин­фор­ма­ции вы­стро­ить це­лое, пренебрегая де­таль­ной про­ра­бот­кой изу­чае­мо­го ма­те­риа­ла. Их про­фес­сио­наль­ная дея­тель­ность ле­жит пре­иму­ще­ст­вен­но в сфе­ре пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, в основном на ад­ми­ни­ст­ративных ролях независимо от специализации. При избыточности этого свойства спонтанность реализуется в виде повышенной импульсивности и может привести к неоправданному риску и антисоциальным действия.

Приведенные данные базируются на многолетнем научно-исследовательском и практическом опыте, который показывает, что базовые тенденции проявляются по-разному, и в зависимости от степени выраженности того или иного свойства могут нести в себе как конструктивные, так и деструктивные аспекты. Ни одна их типологических характеристик не является поводом для односторонней оценки личности как «хорошей» или «плохой». Каждое свойство несет в себе и негатив и позитив. Такова природа человека. Оценка же его действий исходит не столько из психологической структуры личности, сколько из общепринятых устоев окружающего социума.

Так агрессивность как личностное свойство не следует напрямую связывать с клиническим симптомом или криминальной формой поведения. В рамках социализированной личности речь идет о всего лишь о выраженной активности самопредъявления сильного «Я» при выраженной напористости и завоевательной форме активности. В стремлении к от­стаи­ва­нию сво­их ин­те­ре­сов лица этого типа способны на противодействие неблагоприятным обстоятельствам и общепринятым установкам социального окружения. Избыточное же проявление этого качества выглядит как эго­цен­тризм и склон­ность к аг­рес­сив­ной ма­не­ре высказываний и поведения.

В свою очередь, неверно было бы однозначно понимать тре­вож­но­сть как признак невротического расстройства. Умеренно выраженная тревожность - необходимый компонент в структуре личности, так как носит охранительно-предупреждающий характер, сигнализируя об опасности и о нарушении привычного стереотипа. Она характерна для лиц, склонных к ос­то­рож­ности в при­ня­тии ре­ше­ний, обладающих выраженной от­вет­ст­вен­ностью и со­ци­аль­ной со­звуч­ностью сре­де. В рамках нормы часто встречаются люди с повышенной тревожностью. У них мотив избегания неудачи превалирует над стремлением к достижению успеха, что мешает им проявить себя в качестве руководителей, но они успешно могут действовать в роли исполнителя, ответственного помощника. При этом замечено, что люди этого типа чрезвычайно ответственно относятся к выполняемой работе и весьма щепетильны в вопросах морали и совести. Элементы тревожности в умеренном проявлении необходимы для уравновешивания прямолинейной непреклонности и директивности тех лидеров, у которых достаточно напористости для отстаивания своей позиции, но не хватает осторожности и гуманного подхода к окружению.

Умеренно выраженные сензитивно-интровертные базовые черты создают фон для формирования личности с повышенной впечатлительностью, склонных к рефлексии, к созерцательности и глубокому анализу явлений окружающей жизни. Сензитивно-интровертная личность отличается гуманитарной направленностью интересов, стремлением к выбору кабинетного стиля деятельности, избеганием конфронтации, стрессов. Такого рода черты явно необходимы в тех сферах деятельности, где проводится анализ и обобщение обширной информации, в научно-исследовательской работе, связанной в том числе и с экономикой (если рассматривать в основном производственную сферу).

В контексте профессионального отбора эмоциональная лабильность часто несправедливо расценивается как нежелательное свойство, его привычно связывают с неустойчивостью и истероидными проявлениями. На самом деле черты эмоциональной лабильности часто означают наличие склонности к перевоплощению в разные социальные роли, артистичность и убедительность высказываний, умение поставить себя на место другого человека и понять его, способность пойти при необходимости на компромисс. Все эти свойства придают личностному конструкту большую гибкость. Их часто можно встретить в структуре личности успешных адвокатов, журналистов, активных общественных деятелей.

В итоге многолетней работы по изучению личности и разработке объективных критериев профессиональной успешности мною создан индивидуально-типологический опросник ИТО. Методика выявляет восемь основных индивидуально-личностных тенденций, вполне достаточных для предварительного портрета личности. Это – интроверсия, экстраверсия, сензитивность, спонтанность, ригидность, эмоциональная лабильность, спонтанность и сензитивность. Методика уже не первый год широко используется в сфере профориентации, кадрового отбора и в научно-исследовательских целях. Ее применение позволяет в процессе короткого обследования получить представление о тех ведущих тенденциях в характере конкретного человека, которые могут служить основой для профориентации и кадрового отбора.

Но наи­бо­лее объ­ек­тив­ны­ми и от­ра­жаю­щи­ми глу­бин­ные, не­осоз­на­вае­мые пе­ре­жи­ва­ния яв­ля­ют­ся тес­ты, ис­поль­зую­щие не­вер­баль­ные сти­му­лы (цве­то­вые эта­ло­ны, кар­тин­ки или порт­ре­ты, не­струк­ту­ри­ро­ван­ные пят­на). Для то­го, что­бы по­лу­чить все­сто­рон­ний порт­рет лич­но­сти, в 1996-2001 гг. мною разработана и внедрена в практику ба­та­рея тес­тов, ко­то­рая выявляет лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти на всех уров­нях са­мо­соз­на­ния. Это – 1) декларативно-установочный образ Я – то, что человек хочет рассказать о себе, 2) объективная картина представления о самом себе и 3) неосознаваемый уровень, скрытые от сознания мотивы и переживания.

Разработанная модель психодиагностического исследования личности по­зво­ляет на надежном уровне объ­ек­тив­но оце­нить эмо­цио­наль­ные особенности индивида, его ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти, стиль меж­лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния и мо­ти­ва­ци­он­ную на­прав­лен­ность. В структуре батареи тестов на фоне первичных данных, полученных с примененим ИТО, используются следующие тесты: 

  • Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ный мно­го­фак­тор­ный ме­тод ис­сле­до­ва­ния лич­но­сти СМИЛ, адаптированный и модифицированный тест MMPI (полный, с использованием дополнительных шкал – 566 утверждений, и сокращенный – 397 пунктов. Это – полупроективный тест, исподволь выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы.
  • Метод цве­то­вых выборов МЦВ (модифицированный тест восьми влечений Люшера) - проективный тест, выявляющий особенности актуального состояния в контексте той или иной личностной основы.
  • Ме­тод портретных вы­бо­ров МПВ, адаптированный и модифицированный тест восьми влечений Сонди, глубинный проективный тест направленный на изучение бессознательных аспектов личности, базирующихся на восьми основных влечениях.
  • Вер­баль­ный фру­ст­ра­ци­он­ный тест (ВФТ), позволяющий оценить уровень агрессии и сопротивления личности средовым влияниям, cферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида (авторская разработка).
  • Ме­тод ди­аг­но­сти­ки меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний ДМО (адаптированный тест Лири), позволяющий выявить субъективную самооценку обследуемого лица в сопоставлении с идеальным образом «Я», а также оценку им значимых окружающих в сравнении с их идеальным образом.

Для изучения уровня интеллекта и когнитивных функций наиболее эффективными для применения в разных целях являются: 

  • Ин­тел­лек­ту­аль­ный культурно-свободный тест Кет­тел­ла, направленный на изучение интуитивного типа мышления, связанного с социальной предприимчивостью.
  • Ин­тел­лек­ту­аль­ные тес­ты Ай­зен­ка-Гор­бо­ва, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.

Анализ полученных в процессе применения тестовой батареи данных позволил по-новому подойти к решению некоторых проблем профориентации и кадрового отбора и отойти от некоторых устоявшихся догм.

Стало ясно, что для каждого отдельного исследования в зависимости от задачи, стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, чтобы набор используемых тестов носил дополняющий характер и охватывал разные аспекты личности.

Выяснилось, что по­зи­ция пси­хо­ло­га долж­на ос­но­вы­вать­ся не толь­ко на спе­ци­фи­че­ских ус­ло­ви­ях тру­до­вой дея­тель­но­сти, но и на мно­го­об­ра­зии че­ло­ве­че­ских ха­рак­те­ров. Ка­ж­до­му че­ло­ве­ку может быть най­де­но ме­сто, наи­бо­лее со­от­вет­ст­вую­щее его склон­но­стям. Речь мо­жет ид­ти лишь о том, где он бу­дет бо­лее ус­пе­шен, а где - мень­ше или во­все не­при­го­ден. Про­фес­сий го­раз­до боль­ше, чем ти­пов лич­но­сти. По­это­му, ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­аль­ных шкал, ори­ен­ти­ро­ван­ных на оп­ре­де­лен­ную про­фес­сию, по ти­пу "од­на шка­ла - од­на про­фес­сия” оказалось не эф­фек­тив­ным: это зна­чи­тель­но су­жа­ет зо­ну по­ис­ка проф­при­год­ных лю­дей. Кро­ме то­го, ка­ж­дая про­фес­сия пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­ные слу­жеб­ные ро­ли, что по­зво­ля­ет бо­лее диф­фе­рен­ци­ро­ван­но под­хо­дить к про­фес­сио­наль­ной адап­та­ции тех лиц, у ко­то­рых уже нет воз­мож­но­сти из­ме­нить свой вы­бор кар­ди­наль­но.

Стоящая в центре внимания психологов ад­ми­ни­ст­ра­тив­ного дея­тель­ность опи­ра­ет­ся на не­кий уни­вер­саль­ный на­бор ус­той­чи­вых лич­но­ст­ных свойств, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют ор­га­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти, уме­ние под­чи­нять и вес­ти за со­бой лю­дей, ин­тег­ри­ро­вать тру­до­вой про­цесс, при­ни­мать са­мо­стоя­тель­но ре­ше­ния, осу­ще­ст­в­ляя при этом со­под­чи­нен­ность по от­но­ше­нию к вы­ше­стоя­щим струк­ту­рам. При этом спе­ци­аль­ность от­хо­дит на вто­рой план или пе­ре­ста­ет иг­рать су­ще­ст­вен­ную роль. На­при­мер, в ме­ди­ци­не, в ис­кус­ст­ве, в нау­ке лич­но­сти ав­то­ри­тар­но­го пла­на, вы­дви­нув­шие­ся на ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные долж­но­сти, ино­гда ут­ра­чи­ва­ют опыт спе­циа­ли­ста-про­фес­сио­на­ла. Чем бо­лее праг­ма­тич­но об­ще­ст­во и чем даль­ше оно от ду­хов­ных идеа­лов, тем ча­ще встре­ча­ет­ся тип ад­ми­ни­ст­ра­то­ра, в про­фес­сио­наль­ном пла­не ус­ту­паю­ще­го под­чи­нен­ным. Ру­ко­во­ди­тель - это не про­фес­сия, это со­ци­аль­но-про­из­вод­ст­вен­ная роль, об­ще­ст­вен­ная по­зи­ция че­ло­ве­ка в дан­ном кон­крет­ном кол­лек­ти­ве. Тест ДМО позволяет достаточно тонко дифференцировать разные варианты стиля руководства – командно-административный стиль, упорно-догматический, бескомпромиссно-независимый, деликатный, ответственный, демократичный, конфликтный, конвенциональный и пр.

Об­щая чер­та, ха­рак­тер­ная для ру­ко­во­ди­те­лей раз­но­го типа, это - ли­дер­ст­во. Ли­дер­ский тип лич­но­сти как правило ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­ка­за­те­ля­ми си­лы, сте­нич­но­сти, ком­му­ни­ка­тив­но­сти. По дан­ным СМИЛ - это по­вы­шен­ные 4-я и 9-я шка­лы, де­мон­ст­ри­рую­щие вы­со­кий уро­вень при­тя­за­ний, пре­об­ла­да­ние мо­ти­ва­ции дос­ти­же­ния, вы­со­кую са­мо­оцен­ку и уве­рен­ность в се­бе, оп­ти­мизм и жиз­не­лю­бие, об­щую вы­со­кую ак­тив­ность при низ­кой 0-й (ком­му­ни­ка­бель­ность), а уме­рен­но по­вы­шен­ная 6-я характерна для личностей, у которых по­ми­мо ав­то­ри­тар­но­сти про­яв­ля­ется также тен­ден­ция к сис­те­ма­ти­за­ции, чув­ст­во со­пер­ни­че­ст­ва, упор­ст­во в дос­ти­же­нии це­ли, уме­ние за­ра­зить ок­ру­жаю­щих сво­ей ув­ле­чен­но­стью и по­вес­ти их за со­бой. Ес­ли у ли­де­ра ши­ро­кий круг ин­те­ре­сов, бо­га­тое во­об­ра­же­ние и склонность при­ни­мать не­стан­дарт­ные ре­ше­ния, то в про­фи­ле СМИЛ это отражается уме­рен­но по­вы­ше­нной 8-й шка­лой. При низ­кой 3-й ли­дер не обнаруживает необходимой ди­пло­ма­тич­ности, по­вы­шен­ная 1-я ха­рак­тер­на для ли­де­ров-дог­ма­ти­ков, сле­по сле­дую­щих об­ще­при­ня­тым пра­ви­лам и ин­ст­рук­ци­ям. Низ­кая 7-я шкала мо­жет быть при­зна­ком от­сут­ст­вия ори­ен­та­ции на мо­раль­но-нрав­ст­вен­ные опо­ры и об­ще­при­ня­тые нор­мы по­ве­де­ния, при этом так­же труд­но ис­клю­чить тен­ден­цию ру­ко­во­дство­вать­ся в жиз­ни де­ви­зом "цель оп­рав­ды­ва­ет сред­ст­ва", когда человек ма­ло счи­та­ется с про­бле­ма­ми и пе­ре­жи­ва­ния­ми дру­гих лю­дей. При вы­со­кой 4-й (вы­ше 75 Т) мож­но опа­сать­ся из­бы­точ­ной ав­то­ри­тар­но­сти, а вы­со­кая 6-я долж­на на­сто­ра­жи­вать в от­но­ше­нии слиш­ком им­пе­ра­тив­но­го сти­ля по­ве­де­ния и вы­ра­жен­ной кон­фликт­но­сти в ситуации, когда ок­ру­жаю­щие пытаются про­явить ма­лей­шее не­со­гла­сие или вы­ска­зать соб­ст­вен­ное мне­ние. Со­че­та­ние по­вы­шен­ных 4-й шкалы со 2-й сви­де­тель­ст­ву­ет о бо­лез­нен­ном са­мо­лю­бии и ост­ром пе­ре­жи­ва­нии не­удач у ам­би­ци­оз­ной лич­но­сти при вы­ра­жен­ном кон­тро­ле соз­на­ния и склон­но­сти к ана­ли­зу сво­их по­ступ­ков. Низ­кая 2-я (ни­же 50 Т, а так­же ни­же 1-й и 3-й шкал) от­ра­жа­ет тен­ден­цию к вы­тес­не­нию про­блем из соз­на­ния и низ­кий са­мо­кон­троль. У ли­де­ров-жен­щин по­ми­мо об­щих с муж­чи­на­ми пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ских по­ка­за­те­лей как пра­ви­ло на­блю­да­ет­ся вы­со­кая 5-я шка­ла, что ха­рак­тер­но для му­же­ст­вен­но­го и са­мо­стоя­тель­но­го сти­ля по­ве­де­ния, не ти­пич­но­го для ор­то­док­саль­но жен­ст­вен­ной на­ту­ры. По дан­ным Сон­ди у ли­де­ров час­то встре­ча­ет­ся "ма­жор­ное Я"(k+_ p0 s+!).

Все эти ню­ан­сы слу­жат бо­лее диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­му под­хо­ду в оцен­ке ли­дер­ских ка­честв об­сле­дуе­мо­го ли­ца. По дан­ным ме­то­да цве­то­вых вы­бо­ров (вось­ми­цве­то­вой тест Лю­ше­ра) у ли­де­ров зна­чи­мо пре­об­ла­да­ет на пер­вой по­зи­ции 3-й цвет, при­чем ча­ще в со­че­та­нии со 2-м (что сви­де­тель­ст­ву­ет о сис­тем­ном мыш­ле­нии и ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стях) или с 4-м (что боль­ше ха­рак­тер­но для эмо­цио­наль­ных оп­ти­ми­стов с чув­ст­вом юмо­ра, об­щи­тель­ных и раз­го­вор­чи­вых). Со­че­та­ние 3-го с 1-м на пер­вых по­зи­ци­ях ха­рак­тер­но для бо­лее мяг­ких и нерв­ных ли­де­ров, ра­бо­таю­щих на из­нос, внеш­не не­пло­хо сба­лан­си­ро­ван­ных, внут­рен­не - про­ти­во­ре­чи­вых, бо­лез­нен­но са­мо­лю­би­вых. Ес­ли на пер­вых трех по­зи­ци­ях встре­ча­ют­ся ах­ро­ма­ти­че­ские или сме­шан­ные цве­та, то 0-й вы­яв­ля­ет труд­но­сти об­ще­ния, 5-й мо­жет сви­де­тель­ст­во­вать о не­ко­то­рых труд­но­стях адап­та­ции у лич­но­сти с не­шаб­лон­ным под­хо­дом к при­ня­тию ре­ше­ний, 6-й - о моральной приниженности. 7-й цвет на пер­вых по­зи­ци­ях от­ра­жа­ет вы­ра­жен­ную ак­цен­туа­цию ха­рак­те­ра и го­во­рит об ут­ри­ро­ван­но­сти ли­дер­ских черт и из­бы­точ­ной кон­фликт­но­сти. Боль­шин­ст­во ли­де­ров от­ли­ча­ет вы­со­кая мо­ти­ва­ция дос­ти­же­ния по дан­ным тес­та Хек­хау­зе­на, но из­бы­точ­ный уро­вень мо­ти­ва­ции дос­ти­же­ния при равной нулю мо­ти­ва­ции из­бе­га­ния не­уда­чи должен настораживать, так как решения и поступки такого лидера могут быть поспешными и опрометчивыми.

Известную опасность представляют также такие личности, для которых власть над другими является ведущей потребностью. Если при внимательном изучении выявляется элемент так называемой "одержимости", когда субъективизм и аффективная насыщенность переживаний становятся превалирующими в поведении человека и проявляются некорригируемым фанатизмом (профиль СМИЛ 684” - / 70). Однако опыт показывает, что занимающие важные посты ли­де­ры не ищут встреч с пси­хо­ло­га­ми, опа­са­ясь, ви­ди­мо, объ­ек­тив­но­го взгля­да на свои спо­соб­но­сти и ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти.

Eс­ли речь идет о пред­при­ни­ма­тель­ст­ве или ме­недж­мен­те, то в пер­вую оче­редь сле­ду­ет по­нять: что та­кое - "ме­нед­жер"? Это - долж­ность или ха­рак­тер? Ско­рее все­го здесь де­ло не столь­ко в долж­но­сти, ко­то­рая мо­жет на­зы­вать­ся по-раз­но­му, а в сти­ле дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Эта дея­тель­ность пре­ду­смат­ри­ва­ет пред­при­им­чи­вость, ак­тив­ность, ор­га­ни­за­тор­ские функ­ции, хо­ро­шую ин­фор­ми­ро­ван­ность в сво­ем де­ле, ар­ти­стич­ность, уме­ние оча­ро­вы­вать и убе­ж­дать со­бе­сед­ни­ка. Но при всем же­ла­нии не ка­ж­дый че­ло­век об­ла­да­ет та­ким на­бо­ром раз­но­об­раз­ных ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ских свойств, ко­то­рые по­зво­лят ему пре­ус­петь на этой ра­бо­те. Есть лю­ди серь­ез­ные, фун­да­мен­таль­но про­ра­ба­ты­ваю­щие ка­ж­дый во­прос и хо­ро­шо при­во­дя­щие лю­бую ин­фор­ма­цию в стро­гую по­сле­до­ва­тель­ность и сис­те­му, но ко­гда де­ло до­хо­дит до раз­го­во­ров с но­вы­ми людь­ми, им чрез­вы­чай­но труд­но вой­ти в кон­такт, а, от­стаи­вая свое мне­ние, они так го­ря­чат­ся и спо­рят, что у ок­ру­жаю­щих бы­ст­ро ис­ся­ка­ет тер­пе­ние и про­па­да­ет вся­кое же­ла­ние по­втор­ных встреч (про­филь СМИЛ с вы­со­кой ве­ду­щей 6-й шка­лой, s+!!, е-!!! или e+-! по Сон­ди, 25, 27, 37 на пер­вых по­зи­ци­ях по Лю­ше­ру ). Есть и дру­гие, про­ти­во­по­лож­но­го ха­рак­те­ра, лег­ко и при­вет­ли­во всту­паю­щие в бе­се­ду, мо­мен­таль­но схва­ты­ваю­щие на­строй и ин­те­ре­сы со­бе­сед­ни­ка, бы­ст­ро пе­ре­клю­чаю­щие­ся на лю­бую те­му, но так­же лег­ко все за­бы­ваю­щие, не слиш­ком обя­за­тель­ные, не склон­ные к ак­ку­рат­но­сти (39 ве­ду­щие в про­фи­ле СМИЛ, 457 - вы­бор в тес­те Лю­ше­ра).

Таким образом, лич­но­ст­ные свой­ст­ва ме­нед­же­ра не могут сводиться к упрощенному набору свойств: на­ря­ду с жи­во­стью, об­щи­тель­но­стью, эле­мен­та­ми де­мон­ст­ра­тив­но­сти (ар­ти­стич­но­сти), уме­ни­ем быть убе­ди­тель­ным и на­стой­чи­вым, не те­ряя при этом те­п­ло­ты эмо­цио­наль­но­го на­строя, ме­нед­жер дол­жен быть так­же ос­то­рож­ным, гиб­ким, во­вре­мя (как ло­ка­тор) улав­ли­ваю­щим на­строе­ние дру­го­го че­ло­ве­ка, умею­щим не толь­ко на­сту­пать, но и с че­стью от­сту­пать, про­дол­жив за­тем на­сту­па­тель­ные ак­ции с дру­гих за­но­во от­ра­бо­тан­ных по­зи­ций. Ес­ли у че­ло­ве­ка име­ет­ся хо­тя бы по­ло­ви­на не­об­хо­ди­мых ка­честв из это­го ар­се­на­ла свойств и мы име­ем де­ло с ин­тел­лек­ту­аль­но раз­ви­тым и дос­та­точ­но урав­но­ве­шен­ным че­ло­ве­ком, то ос­таль­ное - де­ло тре­ни­ро­ван­но­сти и са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния. На ниве менеджмента успешно могут реализоваться не однотипные личности. Поэтому психологический портрет претендента должен рассматриваться в контексте той конкретной роли, которую он должен будет выполнять. По­мощь пси­хо­ло­га может со­сто­ять в том, что­бы че­ло­век по­лу­чил дос­то­вер­ный порт­рет сво­ей лич­но­сти, от­ра­жаю­щий не толь­ко его ак­ту­аль­ные, но и скры­тые, не реа­ли­зо­ван­ные спо­соб­но­сти. В про­цес­се про­во­ди­мо­го пси­хо­ло­гом тре­нин­га обследуемый мо­жет луч­ше по­нять свои силь­ные и сла­бые сто­ро­ны по­ве­де­ния в об­ще­нии с дру­ги­ми и скор­рек­ти­ро­вать их.

Помимо личностных особенностей управленцев нами накоплен большой опыт изучения профессионально важных свойств представителей самых разных профессий. Этот опыт успешно используется в Департаменте занятости населения РФ и в других многочисленных Центрах занятости, а также в кадровом отборе множества организаций (банки, милиция, служба охраны, инкассация и т.д). Подробнее эти данные изложены в моей монографии [1] и практическом руководстве [2].



[1] Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. С.-Пб., Речь, 2003.

[2] Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. С.-Пб., Речь, 2002.


Собчик Л.Н., директор Института прикладной психологии, доктор психологических наук, профессор

Psycho.ru