Боты и виртуалы – проклятье SMM?

Бот или виртуал - виртуальный профиль, за которым «стоит» реально существующий человек, использующий виртуал в своих целях.

Сегодня количество ботов в социальных сетях исчисляется сотнями тысяч аккаунтов. Одними из первых ботов и их предшественниках (например, форумы и чаты) были фейковые аккаунты, призванные познакомить мужчину с понравившейся ему девушкой.

Современная классификация ботов выглядит следующим образом:

  • «Негативные» боты - остро критикуют посты, создают топики негативного характера;
  • «Романтические» боты - как правило, знакомятся с «той единственной»;
  • Боты-призоловы - массово участвуют в онлайн-конкурсах;
  • Рекламные боты - рассылают коммерческие сообщения;
  • Групповые боты - ответственные за количество пользователей в группах/страницах в соцсетях и другие.

Сейчас нас интересуют последние два вида. Именно они регулярно ответственны за шумиху, которая возникает вокруг SMM-продвижения тех или иных брендированных аккаунтов в социальных сетях. Почему они возникли, как функционируют и что с ними делать?

Микс, благодаря которому возникли «коммерческие» боты, представляет собой набор причин: это и привычка экономить, и незнание функционала соцсетей, и ошибки в бюджетировании. Смоделируем ситуацию, в которой привычка экономить могла привести к созданию бота:

  • Digital агентство или SMM-фрилансер продали проект клиенту. Одной из задач проекта было вступление n-нного количества пользователей в группу ВКонтакте или страницу на Facebook;
  • Диджиталист, не долго думая, создает профиль сексапильной блондинки, набивает базу в 4 тыс. френдов и рассылает им просьбу о вступлении в группу/нажатии «Мне нравится».

В данном случае диджиталист играет с репутацией клиента. Каждое коммерческое сообщение в сети сегодня рассматривается как спам. Соответственно, бренд, который рассылает спам, получает негативный имидж в лице консьюмеров. С другой стороны, особо талантливые SMM-менеджеры способны написать текст, который совершенно не навредит бренду. Здесь  задача проста: чтоб пользователь не почувствовал, что он «отдал свой голос» за коммерческую структуру, которая потом на этом заработает.

Другая ситуация, пожалуй, наиболее распространенная на digital-рынке:

  • История с проектом повторяется, только в этот раз диджиталисты обещают клиенту 10 тыс. участников группы;
  • Какого же их изумление, когда, исчерпав бюджетные средства, диджиталисты понимают, что вместо 10 тыс. у них едва наберется - 1 тыс. участников фан-пейджа/группы;
  • В данном случае боты - наиболее «безболезненный» и условно бесплатный выход (исключительно - время сотрудника, свет да интернет). Так создается целая армия однотипных ботов, которые «делают цифру».

Именно гонка цифр или лайков (как будет угодно) и является одним из негативных стимулов к появлению огромной армии ботов. Сегодня наибольшее количество ботов ВКонтакте. Преимущественно, они рекламируют небольшие интернет-магазины, торгующие одеждой, часами, косметикой и другими товарами. Примеры ботов:

Боты рекламирующие магазины

Здесь я привел пример наиболее очевидных ботов, которые не скрывают своего предназначения. К сожалению, сегодня ботостроение - настоящее искусство, которое заключается в создании чуть ли не клона живого человека. Для этого их создатели используют следующий подход:

  • Аватар крадут у пользователя той же соцсети, но, например, из России;
  • Добавляют краденные фотоальбомы того же пользователя;
  • Заполняют базовую информацию: иногда текстом из головы, чаще - копипастом с других профилей;
  • Добавляют тематические видео и музыку (тинейджер - Леди Гага и Бейонс, 30+ - от Шарля Ознавура до Queen);
  • Добавляют базовое количество френдов (до 50 штук);
  • Оставляют несколько постов на стене и т.д.

Процесс занимает не более 30 минут, а в результате получается, на первый взгляд, в меру активный аккаунт.

Как узнать бота «в лицо»?

Во-первых, откройте его профиль и проследите за его активностью. Если он пиарит один и тот же портал, лайкает один и тот же контент - все очевидно.

Во-вторых, обратите внимание на количество его френдов. Если их 4000 - это не нормально для обычного человека (для SMM-менеджера - нормально). Здесь важно не спутать музыкантов, пиарщиков или мелких бизнесменов, которые набивают френдов во имя процветания своих проектов.

В-третьих, посмотрите его фотоальбомы. Если вместо его лица - коты, сердечки и букеты цветов - первый сигнал о том, что это бот.

В-четвертых, напишите ему письмо. Таким образом вам удастся как минимум - проверить аккаунт на «живучесть».

В-пятых, посмотрите на количество и характер комментариев в его профиле. Можно ли их авторов назвать друзьями потенциального бота или нет. Внимание! Будьте осторожны при оценивании аккаунтов «слишком красивых девушек» - комментарии в их профилях на 99% попахивают мачизмом. Примеры «красивых ботов»:

Боты-

И, пожалуй, самый важный процесс, который связан с ботами - это неравноценность друзей в реальной жизни и френдов в виртуальной. Здесь и сейчас, боты регулярно нивелируют само понятие френда, рассылая рекламные меседжи, призывая к голосованию и вымаливая очередные лайки.

Вы будете удивлены, но сегодня существуют бизнесмены, которые профессионально занимаются ботостроением. Их цель - создание тысяч ботов и вступление ими в группы, рассылка приглашений в группы или распространение меседжей о лайках. Это прибыльный бизнес, на который работают несколько рабочих станций, сотни сим-карт и несколько программ автоматической регистрации многочисленных ботов.

В завершение хотелось бы отметить, что использование ботов противоречит профессиональной бизнес-этике. Тем не менее, сегодня - это часто вынужденный шаг со стороны диджиталистов. И пока еще компании верят в то, что социальные сети - это дешево и чуть ли не бесплатно, пока у них перед глазами «играют» цифры о чуть ли не 20 миллионах украинцев, зарегистрировавшихся в популярных соцсетях, до тех пор боты будут ежедневно набиваться во френды, рассылать приглашения, добавлять в группы и т.д., и т.п. Стоит отметить, что в этом процессе виноваты «все».   

П.С. Призоловы - главная головная боль конкурсных механик SMM-менеджеров. Их цель - главный приз. И их шансы на победу в разы лучше, чем если бы они участвовали в национальной лотерее. Усложняя конкурсные механики, сегодня можно разительно уменьшить количество призоловов. Максимум, что вы можете сделать для того, чтоб ваш конкурс был справедливым - ввести правило «предоставления паспортных данных победителя». Другими словами, имя фамилия и фото на аватаре должны совпадать с данными в паспорте победителя.

Николай Сюсько, digital communications manager, PRP Ukraine о трендах на украинском digital-рынке,
MMR
Advertology.Ru