Модель активного обучения и ваш стиль обучения

Ирина Tюpинa

Основное назначение преподавателя в образовательном процессе — управлять процессом усвоения знаний. С этой целью используются различные технологии — как традиционная лекция, так и методы активного и интерактивного обучения, которые ориентируют на максимальное интеллектуальное вовлечение в процесс познания.

Концептуальная схема, позволяющая находить преподавателям пути обучающих видов деятельности, была предложена американскими учеными Ч. Бонуэллом и Т. Садерлэндом. Они создали модель активного обучения, составными элементами которой стали цель курса, индивидуальный стиль преподавания и имеющийся опыт обучающихся. Охарактеризуем составляющие элементы модели активного обучения:

  • Континуум целей. При разработке курса преподаватель должен четко обозначить стратегию и тактику взаимодействия. Требования к результатам обучения по специальности являются базовыми для определения целей курса. В соответствии с требованиями к результатам обучения преподаватель определяет, что именно нужно обучающимся. Содержание курса будет различным для профилирующих и непрофилирующих дисциплин. Преподаватель изучает структурную последовательность курса, определяет, какими знаниями уже овладели обучающиеся на других курсах. Преподаватель устанавливает, какие навыки должен приобрести обучающийся.
  • Континуум взаимодействия. На выбор методов обучения влияет индивидуальный стиль преподавания, что отражается на уровне взаимодействия в аудитории. Индивидуальные особенности преподавателя влияют на уровень контроля в аудитории.
  • Контроль в обучении. Выбор метода взаимоувязывается с уровнем контроля. Для многих лекторов предпочтительна строго структурированная, последовательная деятельность в аудитории. Они не допускают спонтанности, разбросанности дискуссий по темам. Другие, для кого контроль менее значим, широко используют интерактивные занятия.
  • Роль преподавателя. Преподаватели-трансляторы знаний видят себя в качестве источника информации. Преподаватели-конструкторы педагогического процесса обращают больше внимания на создание самими обучающимися образовательного продукта. Использование трех составляющих элементов модели активного обучения (цель курса, взаимодействие и уровень опыта обучающихся) позволяет преподавателю определить свои предпочтения в методах обучения.
  • Индивидуальные особенности. Существует множество теорий и инструментов для описания индивидуальных характеристик в психологии, бизнесе, социальных науках. Для определения индивидуальных особенностей и вашего стиля обучения вы можете воспользоваться вопросником из 40 утверждений, который приведен далее. В нем необходимо отметить те утверждения, с которыми вы согласны.

Таблица 1. Опросник стилей обучения

номер ваша
оценка
Отметьте те утверждения, которые характеризуют ваш стиль обучения
1   Я абсолютно корректен(на) во всех поступках и действиях
2   Мне нравится рисковать
3   Я предпочитаю решать проблемы, используя последовательный подход, шаг за шагом, а не путем догадок
4   Я предпочитаю простые вещи сложным
5   Я часто совершаю поступки по внутренним убеждениям и соображениям морали, а не исходя из логических рассуждений
6   Я не часто принимаю слова на веру. Я люблю сам(а) проверять все
7   Правильная теория важнее того, как это работает на практике
8   Я активно ищу новые подходы в работе
9   Когда я слышу о новой идее, то сразу же начинаю разрабатывать план, как проверить ее, опробовать
10   Я вообще склонен(на) придерживаться установившихся порядков, правил строгого расписания
11   Я тщательно доделываю вещи до конца. Я не люблю делать преждевременных выводов
12   Я принимаю решения осторожно, тщательно взвешивая все возможности
13   Я не люблю разбросанность, предпочитаю видеть вещи целостно
14   В дискуссиях я высказываюсь только по существу
15   Я люблю пробовать новое, отличное от прежнего
16   Я предпочитаю сначала все обдумать, прежде чем приходить к какому-либо заключению
17   Мне трудно презентовать нестандартные идеи спонтанно
18   Я предпочитаю получать как можно больше различной информации о предмете: чем больше, тем лучше
19   Я предпочитаю делать дела по мере того, как они появляются, а не планировать их заранее
20   Я склонен(на) оценивать идеи других по тому, как они работают на практике
21   Я не думаю, что можно принимать решение, основываясь только на чувствах. Нужно учитывать все факты
22   Нужно стремиться к совершенству во всем: я немного перфекционист(ка)
23   В дискуссиях я обычно выступаю со множеством нестандартных идей
24   В дискуссиях я выдвигаю идеи, в практическом применении и реализации которых я уверен(а)
25   Я предпочитаю, когда это возможно, посмотреть на проблему с разных сторон, прежде чем начинать с ней работать
26   Обычно я говорю больше, чем слушаю
27   Часто я могу разработать много практических способов выполнения работы
28   Ключевым фактором успешной работы является тщательный логический анализ и критическое мышление
29   Если мне нужно написать официальное письмо, я предпочитаю написать несколько проектных вариантов, прежде чем приступить к финальной версии
30   Я рассматриваю все альтернативы, прежде чем принимать решения
31   Я не люблю нестандартные идеи. Они не очень практичны
32   Прежде чем прыгнуть, нужно оглядеться
33   Обычно я больше слушаю, чем говорю
34   Не важно, как вещи делаются: главное, чтобы они работали
35   Меня раздражают правила и планы: часто они лишь мешают понять суть проблемы
36   Обычно на вечеринке я душа компании
37   Я делаю все возможное, чтобы выполнить порученную мне работу или задание
38   Я люблю докапываться до сути вещей и узнавать, как они работают
39   Я люблю такие встречи и дискуссии, которые проходят по строгой схеме, согласно повестке дня
40   Мне нравится некоторая доля спонтанности в работе

Затем определите свой стиль обучения, воспользовавшись таблицей 2. Если в предыдущей таблице опросника вы согласились с приведенным утверждением, отметьте номер этого утверждения во второй таблице. Затем подсчитайте количество отметок в каждом столбце и выберите из них тот столбец, в котором вы отметили больше всего вопросов.

Таблица 2. Опросник стиля обучения: подсчет баллов

Номера вопросов

2 11 1 4
5 12 3 7
8 16 6 9
15 18 10 14
19 21 13 20
23 25 17 24
26 29 22 27
35 30 28 31
36 32 38 34
40 33 39 37
Активист Мыслитель Теоретик Прагматик

Активисты

Активисты полностью посвящают себя новым переживаниям. Они довольны «здесь и сейчас», находятся во власти непосредственного переживания. Они откровенны, не скептичны и это делает их открытыми к новым предложениям и идеям. Их философия: «Я попробую что-нибудь еще». Они сначала действуют, а затем обдумывают последствия. Они берутся за решение задачи, имея множество идей. Как только увлечение одной деятельностью проходит, они ищут другую. Они стремятся получить новый сложный опыт, но их может раздражать сам процесс выполнения задачи, необходимость концентрации. Они общительные люди, постоянно взаимодействующие с другими, а в процессе общения стремятся быть в центре событий.

Активисты любят:

  • делиться впечатлениями и опытом;
  • найти отклик на свою деятельность;
  • дружеских учителей;
  • отклик других людей;
  • применять приобретенные умения к реальным проблемам;
  • самостоятельно мыслить.

Активисты не любят:

  • теоретизации и абстрактных понятий.

Мыслители (рефлексивное наблюдение)

Мыслители предпочитают обдумывание задачи активному участию. Они рассматривают проблему с разных точек зрения, собирают разнообразные данные и предпочитают все тщательно обдумать, прежде чем прийти к определенному решению. В тщательной подборке и анализе данных задачи проявляется их тенденция откладывать принятие решения настолько долго, насколько это возможно. Их девиз: «Будь осторожен!» Это предусмотрительные люди, которые любят просчитывать все возможные варианты прежде, чем действовать. Они предпочитают наблюдать за действиями других людей. В ходе дискуссии они прислушиваются к мнениям других прежде, чем выразить свое собственное. Они имеют тенденцию к заниженной оценке и несколько отстраненное, терпимое отношение к действительности.

Мыслители любят:

  • экспертные разъяснения и дискуссии;
  • оценивать идеи и замыслы по объективным критериям;
  • наличие времени для размышлений.

Мыслители не любят:

  • занятий, направленных на реализацию задач;
  • исполнение ролей (симуляции);
  • оценку другими участниками.

Теоретики (абстрактная концептуализация)

Теоретики интегрируют и обобщают наблюдения в сложные, но логические теории. Их способ решения задач последователен и логичен. Им нравится анализ и синтез. Их проницательность строится на основе предположений, правил, теоретических моделей и мыслительных схем. Они приверженцы стиля мышления, основанного на рациональности и логике: «Если это логично, то это верно». Они часто спрашивают: «Имеет ли это смысл? Как это связано с тем или этим? Что тому способствовало?» Они посвящают себя рациональной объективности, а не чему-либо субъективному или интуитивному. Их подход к проблеме всегда логичен. Это их «ментальная установка» и они настойчиво отрицают все, что этому противоречит.

Теоретики любят:

  • созидать общую теорию на основе исследования частных случаев;
  • теоретические рассуждения;
  • экспертные мнения и оценки;
  • диаграммы, таблицы;
  • хорошо систематизированные занятия.

Теоретики не любят:

  • упражнений в группах;
  • симуляции, игры;
  • самостоятельности;
  • делиться своими впечатлениями.

Прагматики (активное экспериментирование)

Прагматики стремятся проверять все идеи, теории и техники, чтобы убедиться, что они работают на практике. Они постоянно ищут новые идеи и при первой же возможности экспериментируют с их применением. Они из тех людей, которые, возвращаясь с курсов менеджмента, переполнены новыми идеями, которые они хотят осуществить на практике. Они стремятся преуспеть в делах и действуют быстро и уверенно, если идея их привлекает. Они нетерпимы к размышлениям и открытым дискуссиям. Это очень практичные, «приземленные» люди, которые реагируют на проблемы как на «вызов». Их философия — «всегда есть лучшее решение» и «то хорошо, что работает».

Прагматики любят:

  • дискуссии в небольших группах;
  • проекты;
  • отклик других людей;
  • задачи для выполнения после занятий;
  • практические проблемы;
  • выработку умений.

Прагматики не любят:

  • докладов;
  • оценивать их работу (хорошо-плохо);
  • учителя в роли контроллера-надзирателя;
  • контроля.