ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ХАРИЗМА
Прочесывание Интернета показывает, что специалистов, изучающих вопрос харизмы и излагающих свою точку зрения на этот вопрос можно объединить в четыре группы. Это мистики (в том числе, представители церквей), психологи, специалисты по имиджу (не визажисты, ибо имидж – это не только прическа и маникюр, а вообще управляемая система мнений и заблуждений об объекте) и специалисты по коммуникации (в том числе по управлению).
Мистики в разных формулировках утверждают, что харизма – данная свыше для реализации миссии способность оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.
Психологи сводят харизму к набору психологических черт, которые в совокупности приводят к способности человека оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.
Имиджмейкеры глумливо шутят, что при наличии соответствующего бюджета, они сделать героя-подводника из кого угодно. И полагают, что харизма – плод воображения окружающих. И именно этот плод – имидж, позволяет носителю оказывать такое влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.
Специалистам по коммуникации не остается ничего другого, как признать, что харизма сводится к набору коммуникативных навыков человека. И эта совокупность навыков приводит к тому, что человек может оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.
КТО ПРАВ?
Все? Никто? Кто-то один? Даже странно спорить на эту тему. И странно, что такие споры сегодня идут. И споры весьма ожесточенные. Мне же эти группы специалистов напоминают тех трех слепцов из притчи, которые, потрогав слона, высказали свои суждения о том, что есть слон. Потрогавший хвост утверждал, что слон подобен змее, потрогавший ногу, что колонне храма, потрогавший ухо сказал, что слон подобен пальмовому листу. Кто из них был прав? И все и никто.
Харизма, подобно тому слону, не сводима лишь к имиджу, психологическому портрету, способности выстраивать коммуникацию или к необъяснимой одаренности чем-то мистическим. Более того, все определения дополняют друг друга и позволяют увидеть объемную картину.
Специалисты по имиджу считают, что элементы, образующие харизму являются управляемыми носителем (ведь он может менять имидж), но не являются видимыми объектами воздействия. То есть, люди не в состоянии вычленить эти элементы.
Специалисты по мистике считают, что элементы, образующие харизму не только не видимы объектами воздействия, но и не управляемы самим носителем. Не мудрено. Ведь это дар свыше.
Специалисты по коммуникации настаивают на том, что харизматическое влияние управляемо (это тоже объяснимо, ибо человек в состоянии развивать коммуникативные навыки) и видимо объектами воздействия (или слышимо). И люди могут объяснить желание следовать за харизматиком.
Психологи считают, что харизматическое начало неуправляемо носителем (как и многие черты и поведенческие реакции), зато вполне видимы объектами воздействия.
Нарисуйте квадрат. Разделите его на четыре равных квадрата. По горизонтали напишите над первым «видимо», над вторым «не видимо». По вертикали напишите перед первым – «управляемо», перед вторым «неуправляемо». В соответствующие перекрестья впишите психологию, мистику, имиджмейкинг и коммуникацию. У вас получится заполненный квадрант. Так и харизма включает все эти элементы, и недостаток одного из них обязательно компенсируется другими. Поэтому мы никак не можем найти единого определения харизмы. И более того, мы даже не можем договориться, что под этим понимать. И еще более того, мы спорим. Ибо у одних из нас один жизненный опыт, а у других другой. Один встречал людей харизматичных, но у них не было тех черт, которые были у тех харизматиков, которых встречал другой.
И вот, что я хочу сказать, раз уж пошел разговор о прикладном характере харизмы. Сегодня в России в бизнесе и политике харизма в чистом виде не встречается. И не может встретиться. И слава Богу! Почему – узнаете в следующем номере. Но элементы харизматического имиджа и харизматического управления все мы используем. Но пока не осознаваемо. А благодаря нашим публикациям сможем это делать не только управляемо, но и уместно. В ситуациях, когда они более эффективны.
В прошлом номере я сказал, что сегодня в России в бизнесе и политике харизма в чистом виде не встречается. И добавил: «И слава Богу!». Почему?
Харизматические лидеры всегда появляются в переломные моменты, моменты кризиса или угрозы. Моменты, когда нужны сверхвозможности для преодоления опасности. И правда, если мы вспомним харизматических лидеров стран – мы увидим Фиделя Кастро, Сталина, Гитлера, Муссолини. Все эти лидеры появились в моменты потрясений. Мы помним их лица, мы спорим о них. Но трудно вспомнить лидеров стран, в которых сейчас все благополучно. Мы не знаем, кто из них кого сменил и в каком году. Не знаем из лиц. Именно поэтому я радуюсь, что в нашем бизнесе и политике харизматики в чистом виде почти не встречаются. Это хороший знак.
Харизматических лидеров мы чаще наблюдаем в структурах, которые либо специально созданы для преодоления критических ситуаций или перманентно в них находящихся.
Это
- Армия
- Церковь
- Секты
- Силовые структуры
- Криминальные структуры
- Спортивные организации
- Сетевые (МЛМ) компании
Нужна ли Харизма руководителю? Нужна, когда в компании переломный период, когда аврал, когда кризис. Как вести себя правильно? Ведь некоторые харизматики, харизмы своей не осознающие, иной раз и дров наломают.
Пусть слова, вынесенные в эпиграф, станут для вас девизом, если вы решили укрепить свое харизматическое господство.
Начнем со второй части – «отец солдатам». Почему отец? Психологи утверждают, что Харизма характеризуется переносом архетипа отца на носителя харизмы. Архетип, в переводе с греческого – древний образ. Образ отца, существующий у нас в структурах бессознательного и формирующийся в течение всей эволюции. Он очень важен для идентификации своего биологического отца и определяет ориентацию на авторитеты. Человек, на которого адепт перенес свой архетип отца имеет шанс получить над ним безраздельную власть. Чем и пользуются главы сект и деспотические правители. Нам же это не нужно, но дополнительная авторитетность не помешает.
К слову, очень часто руководителей называют за глаза «папа»: «Папа будет недоволен» т.п. Или «батя». Батяня-комбат. Вспоминаются и следующий определения, в которых присутствует намек на отцовство: отцы церкви, батюшка, папа римский, отче, пахан, падре. Руководитель, словно отец.
Архетип отца может быть перенесен на биологического отца, отчима, старшего брата, старшего товарища, политика, рок-звезду, директора, духовного учителя и просто учителя, и так далее.
Нетрудно догадаться, что соответствуя этой модели, этому прототипу, руководитель может обрести новый инструмент влияния. Что же означает «быть отцом»?
На моих тренингах я задаю этот же вопрос участникам. И слышу обычно следующий набор «компетенций»:
- Заботиться
- Защищать
- Обеспечивать
- Направлять
- Учить
- Осуществлять наставничество
- Любить
- Поощрять
- Наказывать
- Быть примером
Увы, мы часто путаем, что означает «быть отцом» не только в жизни, но и в управлении подчиненными. Половина этих определений неверна. Заботиться, равно как и защищать – функции матери. Обеспечивать, любить, быть примером – функции сына. Функции отца – направлять, учить, осуществлять наставничество, поощрять и наказывать.
Таким образом, для начала осознайте ваши функции и приступайте к их реализации. Вы не должны быть примером для ваших подчиненных. Ваша задача – обучение и наставничество. Поощрение и наказание тоже остаются в ваших руках. А вот почему остальные функции являются функциями не отца, а сына и матери – пусть будет вашим домашним заданием.
СЛУГА ЦАРЮ, ОТЕЦ СОЛДАТАМ – 2
Если вы работаете в структуре и ваш номер отличен от первого, значит вы должны правильно понимать не только круг своих обязанностей, но и свою функцию по отношению к находящимся выше вас и ниже вас.
Однажды известная деловая газета провела опрос экспертов, задав всем один и тот же вопрос: «Если менеджер почувствовал свою харизматичность, как ему воздействовать ею на руководителей?». Меня спросили в последнюю очередь. Забавно, что каждому эксперту нашлось, что ответить. Каждый давал свой совет. Я один сказал, что харизму нужно показывать подчиненным, но прятать от руководства. А если читатели поверять уважаемым экспертам, которые наперебой советовали «выпендриться» перед начальством, часть из них неожиданно для самих себя оставит нынешнее место работы. Почему? Харизма, это как сопло ракеты: хочешь лететь вверх – направляй ее вниз, хочешь лететь вниз – направляй ее вверх.
Поясню. Хотя поначалу то, что я скажу, может вызвать сопротивление. Функция нижестоящего элемента в системе заключается в обеспечении комфорта вышестоящему. А обеспечивать комфорт означает:
-
Не злоупотреблять временем
-
Не грузить проблемами, если их можно решить самостоятельно
-
Прикрывать в опасных ситуациях
-
Не намекать на необходимость вознаграждения за ваши заслуги
-
Пропускать вперед и открывать дверь
-
Переключать на себя неприятных руководителю людей и решения неприятных руководителю вопросов
-
Не грузить своими личными проблемами
-
Говорить с ним в позитивном настроении
-
И, разумеется, максимально прилежно выполнять свои обязанности
Возможно, я сейчас перечислил не все аспекты обеспечения комфорта. Важно, чтобы вы поняли логику и опирались на нее. Протестируйте свое повседневное поведение. И каждый день в каких-либо действия по отношению к непосредственному начальнику задавайте себе вопрос, действительно ли то, что вы делаете, ведет к большему комфорту вашего руководителя.
Я могу понять, что личность руководителя не всегда вызывает симпатию. А кто сказал, что он вам должен быть симпатичен. Парикмахер и официант, таксист и продавец, врач и учитель (не говоря уже о других профессиях). Неужели они заботливы только с теми из нас, кто вызывает у них непреодолимую симпатию? Забота – их обязанность. Точно так же и в бизнес-иерархии. Причем важно, чтобы вы не просто играли в заботу, но и были заботливы искренне. Как лучшие официанты и лучшие врачи.
На лице не должно быть выражения лица, свидетельствующего о том, что вы делаете над собой титанические усилия. Все должно быть легко. Ведь если официант, когда вы в третий раз меняете заказ или не можете внятно объяснить, чего хотите, станет вздыхать и пенять на судьбу, желая показать, каких трудов ему стоит обслужить вас, - вряд ли удостоится чаевых. Чаевыми вы скорее вознаградите того официанта, который не просто терпеливо выслушает вас, но и поможет сделать выбор за вас. А в случае, если вы ошиблись, попытается выставить дело таким образом, что ошибся он. Так же и в бизнесе, не удивляйтесь. Именно таких официантов уважают и награждают. Именно таких подчиненных уважают и продвигают. Разумеется, и в том и в другом случае нужны еще и профессиональные навыки.
А что, если руководитель не только не вызывает симпатии, но еще и ведет дела таким образом, что вам очевидна его некомпетентность. Или даже более того, у вас сложилось впечатление, что директор – осел, ничего не понимает в бизнесе, принимает неверные решения и вообще… В этом случае рекомендую осознать, что директор руководствуется в своих решениях информацией, которой у вас нет и быть не может. Довольно странным может показаться многим сотрудникам решение немалые деньги проплатить тренинговой компании или рекламному агентству за услуги, которые будут оказаны только в наступающем году. Директору же важно, чтобы компания вышла на определенные показатели, оптимизирующие налогообложение. Это я еще мягко выразился. И так далее.
Как же заставить себя, как настроить на нужный лад? Не удивляйтесь, здесь вам примером может стать Салман Радуев. Как известно, он отбывал свой срок в самой страшной российской тюрьме – в Белом Лебеде, или, как ее еще называют, в Черном Дельфине. Условия содержания там страшные и нелепые. Это психологически убивает заключенных. Многие ломаются уже через несколько дней. Радуеву же удавалось сохранить бодрость духа спустя и несколько месяцев. Когда журналистам удалось получить у него эксклюзивное интервью, выяснилось, что секрет прост. Салман Радуев решил для себя, что находится не в тюрьме, а в специальном лагере по подготовке диверсантов. И его задача – не просто выдержать все испытания, но и воспринимать каждое из них, как ответственное упражнение. Только в этом случае он может стать супердиверсантом. Как вам использовать этот секрет – подумайте сами. А мы встретимся в следующем номере.