Задача этой статьи помочь руководителям и владельцам бизнеса начать лучше контролировать свою компанию и то, что в ней происходит. В частности, как обнаружить саботаж группы и справиться с ним. Контроль – это управление, и не секрет, что мы лучше управляем тем, что мы понимаем. Поэтому сначала лучше всего разобраться с самим понятием саботаж.
Как распознать саботаж
Вот какое определение дается в словаре Ушакова: Саботаж (франц.
sabotage) 1. Умышленно-недобросовестное исполнение обязанностей,
уклонение от работы или злостный срыв работы при соблюдении видимости
выполнения ее. 2. Стремление помешать осуществлению чего-нибудь при
помощи скрытого, замаскированного противодействия.
Итак, что
видит руководитель, когда сталкивается с возможным саботажем? В
компании ведется какая-то работа, но нет видимых результатов. В
компаниях, действительно, часто встречается такая ситуация, когда
сотрудники создают видимость работы, и они при этом могут быть очень
заняты созданием этой видимости, но компания не получает никаких
результатов от их деятельности. Однако в подобных ситуациях основной
причиной отсутствия результатов является не саботаж, а непонимание
сотрудниками своих функций и плохая организация взаимодействия между
сотрудниками. Это не саботаж, здесь нет умышленного неисполнения
обязанностей, это плохая организация деятельности. Такие ситуации
исправляются и предотвращаются созданием правильной структуры компании,
созданием понятных должностных инструкций для всех сотрудников,
прояснением с сотрудникам их обязанностей и проверкой этих знаний.
А вот другая ситуация. Руководитель буквально круглосуточно старается
развить свой бизнес, прилагая все свои усилия, а бизнес стоит на месте
или даже уменьшается. Тогда скорее всего в компании можно обнаружить
человека или группу, которая прикладывает не меньше усилий, чтобы
свести на нет усилия руководителя и развалить бизнес. Это действительно
можно назвать саботажем.
В основе саботажа лежит несогласие. В компании есть кто-то, кто
несогласен с деятельностью руководства. И этот кто-то недостаточно
смел, чтобы выражать свое несогласие или противодействовать открыто.
Причем, чем более правильные и ведущие к процветанию компании действия
осуществляет руководство, тем большее несогласие возникает у этих
людей. Такие люди, как правило, сами не являются видимыми участниками
саботажа, они даже могут не находиться в группе, которая замечена в
саботаже. Они находятся как-бы в стороне, их противодействие скрыто и
замаскировано.
Компания – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность.
Как правило эта совместная деятельность направлена на достижение
каких-то целей, которые известны и с которыми согласились все члены
компании. Но иногда в компании оказываются люди, усилия которых
направлены в противоположную сторону, их основная задача помешать
компании в достижении целей. И один из их инструментов это столкнуть
одну часть компании с другой, так они могут нанести больший ущерб при
наименьших собственных усилиях. Для этого они разжигают в компании
конфликт.
Закон третей стороны
Что представляет из себя конфликт? Конфликт (от лат. conflictus -
столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов,
стремлений. В любой деятельности, в которой задействовано несколько
человек всегда существует несколько точек зрения, столько сколько
участников этой деятельности. И эти точки зрения могут очень сильно
различаться, но каждая из них является правильной для того, кому она
принадлежит. Иногда в группе наблюдается столкновение противоположных
взглядов и в результате возникает конфликт, каждый стремится отстоять
свою правоту. Но этот конфликт длится ровно до тех пор, пока стороны не
придут к согласию. Основной инструмент здесь – общение. Два любых
нормальных человека, две любые группы всегда могут прийти к согласию в
результате общения, пусть даже это будет достаточно длительный процесс
общения. Все на самом деле так просто – универсальный рецепт для
разрешения конфликтов – общение.
Однако существует одна
интересная разновидность конфликтов – это непрекращающиеся конфликты.
Они могут существовать очень долго, несмотря на усилия сторон прийти к
согласию. Стороны могут приходить к некоторому согласию, но через очень
короткое время конфликт возникает вновь. Складывается ощущение, что
существует что-то еще, не зависящее от решения сторон, что-то (или
кто-то), что заставляет конфликт продолжаться.
В середине прошлого века, американский исследователь и философ Рон
Хаббард открыл и сформулировал интереснейший закон, называемый законом
третей стороны: «Для того чтобы конфликт существовал, в любой ссоре
должна присутствовать неизвестная третья сторона... Третья сторона –
это тот, кто создает посредством ложных сообщений раздоры между двумя
людьми, человеком и группой или между двумя группами.» Это
универсальный закон, он применим к любой группе: семье, компании,
государству. Существует также стандартная технология обнаружения
третьей стороны и разрешения такого рода конфликтов, эта технология
дает превосходные результаты.
Найти и обезвредить
Если вы как руководитель столкнулись в своей компании с саботажем,
то вам может показаться, что вся компания против вас. И в подобной
ситуации руководитель часто видит только одно решение – уволить всех.
На самом деле это не лучшее решение. Основная часть ваших сотрудников –
это нормальные, достаточно продуктивные и желающие работать люди. За
саботажем, как правило, стоит один или несколько человек, которые
настраивают группу против вас и, не исключено, что и вас против группы.
Это та самая третья сторона.
Возможно вы наблюдали ситуацию,
когда какой-то «доброжелатель» рассказывает вам что-то плохое о других
сотрудниках компании, и о том, что они не довольны вами или состоянием
дел в компании. При этом сам «доброжелатель» подчеркивает, что он то
как раз занимает вашу сторону. А потом этот же трюк он проделывает с
группой: говорит им, что руководство несправедливо или неправильно
поступает, а он целиком и полностью на стороне группы. Таким образом,
«доброжелатель» придумывает и распространяет негативную информацию в
обе стороны. При этом он сам остается вне подозрений, каждая из сторон
считает его «своим парнем». Это один из примеров того, как действует
третья сторона. Конечно это упрощенный пример, в жизни тот, кто
выступает в роли третей стороны, действует более тонко и
изобретательно. И он часто добивается своей цели: результат его
деятельности наносит и материальный, и моральный ущерб компании.
Именно этого «доброжелателя» и необходимо обнаружить. А затем
расстаться с ним как можно быстрее и в рамках трудового
законодательства. Причем желательно снабдить его осложняющей дальнейшее
трудоустройство записью в трудовой книжке.
Профилактика
Предлагаемая краткая программа поможет повысить уровень согласия в компании и предотвратить возникновение саботажа, а, главное, повысить продуктивность компании и сотрудников.
- Проясните цели и политику вашей компании и добейтесь, чтобы сотрудники их узнали и поняли.
- Реорганизуйте кадровую политику компании так, чтобы разрушительно настроенным личностям было сложно стать сотрудниками компании. Обучите специалиста по кадрам, чтобы он мог обнаруживать их еще в период испытательного срока.
- Добейтесь, чтобы сотрудники знали и понимали свои функции и свои обязанности.
- Чаще общайтесь с сотрудниками лично.
- Не скрывайте от сотрудников проблемы, существующие в компании. Пусть они получат эту информацию от вас, а не в виде сплетен. Вовлеките группу в решение этих проблем, совместно решенные проблемы создают команду.
- Не делайте работу за своих сотрудников, позвольте им тоже вносить свой вклад в деятельность компании. Это восстановит у сотрудников чувство гордости и причастности к успехам компании. И недоброжелателям сложно будет расколоть такую компанию.
- Начните регулярно (в идеале еженедельно) проводить собрания всей компании, на которых подводятся итоги предыдущего периода, рассказывается о хороших новостях, победах и успехах компании и ставятся цели на следующий период.
Возможно некоторые пункты вам покажутся сложными для выполнения. Но выполнив их, вы обнаружите, что в компании стало больше согласия, основная часть сотрудников вас полностью поддерживает и готова к новым совместным победам. И вы буквально ощутите, что в компанию снова вернулась жизнь!