Комплекс "блогонеполноценности" ощущает сейчас почти каждый интернетчик, не имеющий сетевого дневника. Но этого мало – их заводят даже личности, безнадежно далекие от Всемирной Сети. Сегодня блог – элемент персонального имиджа, как брэндовый парфюм или стильный галстук. То есть, если разобраться, самая популярная причина заведения блога – "Чтобы был". Для кого-то необходимость блога вычисляют персональные аналитики: "Надо, Валерия Ильинишна, идеи либеральной демократии внедрять в сетевую субкультуру, говорить с народом на прогрессивном языке". Кто-то заводит дневник исключительно из жгучего желания выразить уже заведшему свое "фи" или "вау" (чаще всего, это невозможно без собственного аккаунта). А кто-то уже просто живет в интернете и пополняет блогом коллекцию из дюжины "хомяков", форумов и прочих обиталищ виртуального "я". Но речь сейчас не о них. |
Немного типологии Мы будем рассматривать особую категорию web-журналов – seo-блоги. Определение этого понятия не столь очевидно, как кажется. Может, это блоги за авторством сеошников. А может, блоги, которые были созданы в целях продвижения – самого блога, сайта, брэнда и так далее. Вполне seo-блогом воспримется творчество человека, который по профессии, к примеру, дизайнер, но регулярно пишет про глюки Яндекса и изменение позиций своего сайта в Google. Благородна, но сложна задача всё это свести в единое определение. Если простой труженик ТИЦа и ссылки в свободное от продвижения время самозабвенно блогит про бабочек – сеоблог ли это? В общем, вместо того, чтобы запихивать столь многогранный феномен в жёсткое определение, ограничимся гибкой классификацией его проявлений. |
Статистика знает всё Третий тип и представляется "самым seo" из всех. Собственно, в чём вообще смысл рассмотрения темы "seo-блоги"? Скажем, в следующем: поскольку seo-шники знакомы с интернетом гораздо теснее, чем большинство представителей других профессий, то блогосферу они просто обязаны освоить глубже и шире всех. Блоггинг представляет огромное количество возможностей как коммерческого, так и потенциально-коммерческого (других в интернете и не бывает) характера. Вирусный маркетинг, размещение рекламы, обкатка идей, "заимствование" чужих ценных мыслей, создание позитивного имиджа компании (корпоративный блог), популяризация собственной персоны, генерация чужими руками уникального контента и так далее, было бы желание. По этой логике, сео-блоггеров в Интернете должно быть просто огромное количество. За подтверждением (ну, или как получится) гипотезы обратимся для начала к сухой статистике. Ярослав Домбровский, оптимизатор-фрилансер. Статистика, кстати, оказалась не только "сухой", но и недостаточной. Помимо отечественного Яндекса, блоги в цифры переводит на достаточно серьёзном уровне только Technocrati. Ну и "РОМИР Мониторинг" как-то занялся, верный принципу не обходить вниманием акутальное. Но интересы этих трёх китов не простираются далее количественных характеристик – сколько блогов, как часто в них пишут, средний возраст. Попытку контент-анализа блогов сделал 26-летний ЖЖ-юзер Дмитрий Карякин. Он поизучал блогхостинги на предмет портрета среднего пользователя: "ЖЖ - сборище политически озабоченных интеллектуалов, Ли.ру и Блоги@mail.ru - заповедник "кис"". Кто такая "киса" – узнайте в первоисточнике, но к seo это отношения не имеет. Имеет отношение то, что исследователь уверен: блоги – не место для делового человека. Он наблюдает за блогосферой с 2004 года, и его личный опыт звучит в унисон с цифрами Яндекса: Для обсуждения профессиональных вопросов форумы подходят гораздо лучше блогов, поэтому всё профессиональное обсуждается на форумах. 1. У форума шире аудитория, чем у самых популярных блогов 2. Специализация форума подразумевает, что обсуждение не будет срываться в оффтопик так часто, как в блогах 3. Просто традиция и большая база вопросов, ответы на которые уже были даны. А блоги, на мой взгляд, заводят по трём причинам - либо следуют по стопам своих друзей, либо стремятся удовлетворить свой графоманский зуд, либо просто для чтения и комментирования. Дмитрий Карякин (aka sheldon-j), ЖЖ-юзер. Блогология в лицах Но seo-блоги, несмотря ни на что, существуют. Чтобы перейти от цифр к фактам, рассмотрим конкретные примеры, ориентируясь на нашу классификацию. Антон Гирин, seonotes. Но идеальных seo-блоггеров, как и людей, единицы. У некоторых контент вроде строго тематический, но состоит из не первой свежести новостей отрасли, которые всеми, кому оно интересно, были и так прочитаны. Новости, естественно, предлагаются к комментированию читателя, процент самостоятельного анализа варьируется от "мир seo глазами лично меня" до "смотрите, что происходит и делайте выводы". Таких блогов большинство, а уровень полезности минимален. Цель их существования прозрачна: "подняться" во всевозможных рейтингах, набрать читателей и показать им рекламу. Заодно и обсуждения почитать, послушать глас народа. Лично мне мой блог помогает решать вопросы в основном практические: найм сотрудников, получение технических и потребительских экспертных рекомендаций, экономия 3-5 тысяч долларов в год на роуминговых расходах и т.п. Хотя большинство блоггеров использует свои дневники для самовыражения, как персональные СМИ. Антон Носик Блог - это площадка, на которой я обкатываю свои идеи. Если идея плохая, мне читатели подскажут. Вторая задача блога - найти реализаторов проектов, идеи которых я разрабатываю. И, конечно, важная задача у блога - это площадка для самопрезентации. Илья Рабченок, организатор первого русскоязычного сообщества про Social Media Optimization & Marketing 2. Второй тип вообще скользкий. Если человек – seo, а блог у него – не seo, то истину об авторе можно узнать только случайно. При этом, если человек – "очень seo", вероятность наличия у него несеошного блога падает до минимума – нет ни времени, ни желания, ни необходимости. Но такие блоги существуют. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в записки Ильи Сегаловича, который хоть и не оптимизатор, но по-своему отрасли аутентичен. Вот как рекомендует знаменитый технический директор Яндекса свой графоманский уголок: "Этот дневник мной заведен году эдак в 2001-м, просто для баловства. Никаких целей он не преследует. Разве что иногда (например, раз в год) мне вздумается что-то написать. Я стараюсь писать сюда в основном оригинальные соображения. Если это цитаты или рецензии, то всегда под углом зрения, который мне представляется свежим. На рабочие темы я стараюсь здесь не писать. Если и пишу, то только общегуманитарные оъявления (ruscorpora, гранты, etc.). Вообще, в рабочее время я пишу (и отвечаю на комменты) крайне редко. Заранее прошу прощения. Комментировать в этом журнале могут только "друзья"". Настоящее светлое бескорыстное пятно на общем фоне цвета бакса. Или дань моде. Или невинное хобби. Но точно не seo-блог. |
Практический подход 3. В третьем типе блоггеров аспект sео-шности сконцентрирован по максимуму. Блоги, заведенные не из "графоманского зуда", а из чисто практических соображений (назовем их "блоги-инструменты") наиболее органично вписываются в концепцию поисковой оптимизации. "Если явление существует, на нём можно сделать бизнес" – именно из этого принципа родилась идея немного помочь поисковой машине направить свои 80% пользователей на "один хороший сайтик". Из него же – идея воспользоваться блогами для продвижения. Продвигать можно много что: |