В корпоративную культуру российских компаний возвращаются лозунги эпохи социализма

Мария Подцероб

Призывы к сотрудникам, агитплакаты и прочие элементы пропаганды советских времен снова появились в офисах современных российских компаний. Теперь это считается отличным способом мотивировать персонал и создать командный дух.

Антон Почернин, инженер компании по продаже дизельных двигателей и дизель-генераторных установок Cummins, каждый день, сидя на работе, смотрит на разноцветный плакат на стене. Под ярким, затейливым рисунком довольно мелким шрифтом написано
несколько фраз на английском. Антон знает, что это — лозунги компании, мотивирующие сотрудников на великие свершения. “Честно говоря, они особо меня не мотивируют, — признается он. — Я знаю английский, но у меня нет желания вчитываться в мелкие
строчки на плакате. Тем более что в нашем офисе все эти лозунги не на слуху”. Почернин говорит, что до сих пор никому не приходило в голову перевести лозунги на плакате на русский язык. В московском офисе знают только общий девиз компании —
“Зажигайте энергию по всему миру!”. Но фраза никого на подвиги не вдохновляет. “Для меня это только яркое пятно на стене. Я смотрю на него и просто отдыхаю душой, — говорит он и добавляет: — Хотелось бы, чтобы у компании были понятные лозунги и мотивирующие плакаты. Это дает возможность почувствовать себя частью корпорации и членом команды. Ради общего дела есть смысл работать”.

Что всему голова

Все больше руководителей компаний, работающих на российском рынке, осознают необходимость создания через лозунги и агитплакаты системы “внутренней пропаганды” для мотивирования сотрудников, считает Юна Скобликова, директор консалтинговой
компании Green Street.

“Еще 10 лет назад дело обстояло совсем по-другому, считалось, что лучший мотиватор — деньги, а лозунги и агитки вызывают только отвращение у сотрудников, которые хорошо их помнят по советскому прошлому”, — говорит она. В последние
несколько лет пришло понимание того, что сотрудников трудно мотивировать исключительно через материальное поощрение, добавляет она. Люди должны понимать, зачем они работают и что их объединяет. “У компании должна быть цель, которую
надо достигнуть. Она формулируется кратко в лозунге или девизе для сотрудников компании”, — говорит Скобликова.

От каждого — по способностям

Парадоксально, но возвращение элементов социалистического агитпропа во многом инспирировали западные компании, в которых такая практика всегда была нормальным элементом корпоративной культуры, считает Роман Пивоваров, психолог-консультант
учебного центра “Финансовый дом”. “Через многостраничное изложение миссии компании продерется далеко не каждый. Четкие и краткие формулировки лозунгов — это гораздо более удачный способ не только нужным образом "отформатировать" сотрудника,
но и обучить его основам принятой в компании культуры”, — говорит он.

“Наилучшим образом эффект лозунгов проявляется в быстро растущей компании, когда необходимо привить основы корпоративной культуры большому количеству новичков, — считает Пивоваров. — В свою очередь, там, где работает стабильный коллектив, они служат постоянным напоминанием о том, что нужно делать, чтобы достигнуть успеха”.

“Наши корпоративные лозунги разработаны американским офисом по обучению. Они переведены на все языки и распространяются среди персонала Marriott по всему миру”, — рассказала Виктория Котлярова, менеджер по обучению персонала отеля Marriott Royal Aurora.

Каждый день в гостинице начинается с 15-минутного собрания, на котором провозглашается “лозунг дня”. Никакой самодеятельности нет: его выбирают из 20 заранее утвержденных вариантов, собранных в небольшую книжку, носить которую должен каждый сотрудник. Звучат лозунги так: “Я радушно встречаю каждого клиента”, “Я умею работать в команде”, “Я всегда соблюдаю правила техники безопасности”.

Каждому — по потребностям

Лозунги могут быть не только общекорпоративными, но и специальными, для каждого подразделения. “Призыв "Клиент всегда прав" ничего не скажет сотруднику, в должностные обязанности которого работа с конечным клиентом не входит. Поэтому очень эффективна практика, когда создаются специальные лозунги для каждого подразделения — чтобы каждый понимал свою конечную цель”, — считает Скобликова.

Так поступили в сети продовольственных магазинов “Пятерочка”.

“У каждой службы компании есть свой девиз, который формулирует цель ее сотрудника”, — рассказывал Олег Высоцкий, главный исполнительный директор компании. Например, у службы закупщиков лозунг “Нет предела низким ценам!”, у дирекции эксплуатации
бытовой сети — “Выжмем все с квадратного метра!”, у ревизорской службы — “Ни копейки мимо кассы!”.

“Большая сетевая компания работает по принципу конвейера. Есть четкие стандарты работы и четкие функции у каждого сотрудника. Все это формулируется в четких лозунгах. Если формулировать стандарты работы более расплывчато, то начнутся
разные трактовки. А это повлечет сбой в работе”, — говорит Высоцкий.

Четче шаг

Лозунг должен быть кратким, четким и побуждать к конкретному действию, говорит Скобликова. По ее мнению, всем этим параметрам идеально соответствует фраза “Родина-мать зовет!”. “Надо помнить, что лозунг — лишь последний штрих к
системе мотивации персонала. Если человек не верит компании, то на него никакие лозунги не подействуют, а реакция будет обратной ожидаемой”, — говорит она.

“Правильный лозунг должен быть не больше двух-трех несложных слов. В нем не должно быть шипящих звуков”, — советует Мария Чернавина, член правления инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group. — У нас все четко: “Просто иди и сделай”. Это — конкретный инструмент мотивации, потому что он побуждает к действию, мол, не надо объяснять, почему работа не может быть выполнена, надо ее делать. Только так можно преуспеть“, — объясняет она.

Как правило, разработку лозунгов доверяют HR-отделам или службам внутреннего PR. “Однако главная идея должна идти от руководства”, — считает Скобликова. Главная задача человека, которому доверили разработку такого рода инструментов
мотивации, — придумать, как транслировать эту идею среднему и низшему составу, добавляет Роман Пивоваров. “Я видел много-много случаев, когда мысли, облеченные в недоступную форму, не приживались среди среднего и нижнего звена, начинали
вызывать насмешки и оказывались неэффективными”, — говорит он. В качестве примера он привел лозунг, висевший в одной крупной оптово-закупочной компании: “Наша цель — повысить оборачиваемость средств, чтобы товар не лежал на складе”.
“Что имелось в виду, мог понять только автор лозунга, генеральный директор, недавно получивший МВА. А сотрудники над лозунгом откровенно издевались”, — говорит Пивоваров.


Но даже если лозунг не приживается, а сотрудники над ним иронизируют, это все равно работает на сплочение коллектива, пускай и от противного, считает Елена Бокшицкая, руководитель службы по работе с персоналом и организационному развитию московского региона “ВымпелКома”. “Наши плакаты в любом случае пробуждают творческую энергию в людях. Пусть люди шутят и острят, это лишь означает, что лозунги не остались незамеченными и, в конечном итоге, достигли своей цели”, — говорит она.

Ведомости