Партийное строительство и «сетевые» технологии

Романов Игорь Владимирович, Директор Агентства Коммуникативного менеджмента «Столица», г. Воронеж

Сегодня страна уверенно решила: выборы по партийным спискам! Партии сразу приобрели то значение, которого не имели никогда. В частности, стал интересен вопрос – что же такое партийное строительство у нас и теперь.

Партии членства. Практически – анахронизм. Осталась только в учебниках политологии (там других и нет пока) да в форме умирающих естественной смертью КПРФ и «демшизы». Они в партии вступали в другие времена, сейчас все ждут, пока вымрут и наступит новая жизнь.

Основной признак такой партии – формируется по убеждениям, структура вспомогательна для отстаивания убеждений. Таких уже практически нет (у нас), потому что за убеждения теперь никто с дивана не слезет, не только на демонстрацию не пойдет.

Единственная жизнеспособная партия членства, возможная у нас – это партия власти. «Единая Россия» таковой, естественно не является, ибо членство в партии никак не повышает властных функций субъекта, а решения партии ничего не меняют в политике страны. Реальная партия власти (со своей молодежной структурой) должна работать как социальный лифт, который выносит самых перспективных на вершины политического олимпа. Но пока власть предержащие с этой функцией справляются (скорее, не справляются) без всяких партий.

Информационно-политические (проектные) структуры. Пример – начальная раскрутка «Единства». Включает:

  • Светлый образ лидера (чаще всего не имеет прямого отношения к политике и потому нравится избирателям)
  • Несколько собственных телеканалов, обеспечивающих «ковровые бомбардировки» электората
  • Команды поддержки (от футболистов и шоу-звезд до серьезных ученых)
  • Профессиональных политтехнологов, создающих и поддерживающих бренд

Сторонники таких партий – просто симпатизируют «звезде» в шоу. Выборы – интерактивное голосование на «Фабрике звезд». Уличные акции рассчитаны только на молодежь и построены по принципам флэш-моба.

(!) Сетевые структуры. Ключевые параметры:

  • Членам наплевать на идеологию, принадлежность важнее
  • Существует сильная организационная структура, основанная на неполитическом факторе (финансы, принадлежность к бизнесу).

Самый простой вариант сетевой структуры – кустовой принцип организации. Региональный представитель партии таким образом втирает очки центру, загнав в местное отделение своих сотрудников и сотрудников своих друзей. По разным оценкам, такие «мертвые души» составляют от 30 до 70% списочного состава партий по России. Однако, когда у руководителя есть рычаги давления на своих работников в плане голосования, подписывания обращений и пр., это становится вполне разумным политическим инструментом.

Гораздо интереснее явление, которое сейчас встречается повсеместно. Рабочее название - ТИС (территориальная избирательная структура). Все чаще перед выборами к кандидату приходит женщина средних лет с монологом: «Мы работали на прошлых выборах на такого-то и такого-то, и он победил. У нас есть четкая структура агитаторов (как раз по десяткам-пятеркам), у каждого из них по тридцать-сорок знакомых, готовых голосовать, как он скажет. Плюс все алкоголики по округу – наши, с директорами школ договоренность, они отработают родителей, а еще вот заявки на ремонт в десяти подъездах, их жители за вас с удовольствием проголосуют. Мне лично ничего не надо, я из симпатии к вам буду работать, а агитаторам моим надо заплатить по 200 рублей за голос». Дальше все строится по системе сетевого маркетинга. Сто рублей получает избиратель, семьдесят (помножим на количество избирателей) – агитатор, тридцать (помножим на число избирателей во всей системе) – руководитель. Фактически это финансовая пирамида по скупке голосов.

Чем отличаются ТИСы? Им наплевать, на кого работать. Это готовая структура с готовыми голосами, в нее нужно только влить деньги, и она завертится, как пропеллер. От выборов к выборам они ждут, затаившись, проводя реорганизации, подбирая наиболее людей к моменту мобилизационной готовности.

В основе формирования таких структур – глубокое недоверие политикам и стремление получить хотя бы что-то реальное за голос. Аналог – продажа ваучеров в соответствующую эпоху.

Что ТИСы меняют в политтехнологиях? Очень многое. В области электоральной диагностики – вместо мифических электоральных предпочтений (которые не существуют вне контекста выборов) – технологии картирования ТИСов. В области построения избирательной системы – выбор наиболее эффективных структур, проблемы взаимодействия ТИСов, контроля их деятельности и т.д.

Psycho.ru