Ресурсы политического влияния

А.П. Ситников

Стенограмма доклада на Конференции «Новые избирательные технологии – 2003» Президента консалтинговой группы «Имидж контакт» Алексея Петровича Ситникова.

…Я хотел бы поговорить об одном из наиболее важных, но и наиболее сложных элементах политического консалтинга, и в том числе Президент консалтинговой группы «Имидж контакт» Алексей Петрович Ситниковизбирательного консалтинга, это об анализе, расчете и использовании ресурсов. Понимаете, что под ресурсами я подразумеваю не только финансовые ресурсы. Когда мы ведем избирательную кампанию, мы понимаем, что есть финансовые ресурсы, и есть ресурсы временные, это достаточно известная фраза, которую любой консультант говорит своему клиенту, за короткий временной ресурс нужно восполнять ресурс другими ресурсами, например, денежными. Чем короче кампания, тем больше специалисты должны получать. Любой специалист знает эту песню.

Я бы хотел поговорить о ресурсах, о том, как можно рассчитывать ресурсы политического влияния разных субъектов, как на региональном уровне, так и на федеральном уровне, потому что прежде, чем наш клиент на выборах, либо наш клиент в области политического консалтинга делает некие публичные шаги, в первую очередь, он должен позиционироваться в политико-экономической элите. И когда мы говорим о том, что есть, например, концептуальный ресурс, то этот ресурс всегда нужен тогда, когда политик вокруг себя собирает команду. Что такое концептуальный ресурс? Некая цель и некая стратегия достижения этой цели, которая позволяет ему найти союзников, сподвижников, спонсоров, единомышленников. И существуют методы, которые позволяют изучить распределение ресурсов в конкретном регионе России и распределение ресурсов между разными субъектами в этом регионе. Притом субъектами могут быть и финансово-промышленные группы, и администрации, и представитель президента, и криминальные структуры, но хотелось поговорить о том, как мы это делаем. Может быть, это кому-то покажется полезным. Сразу хочу оговориться, что все данные, которые здесь будут приведены были любезно предоставлены нам ИСАНТом. Руководитель ИСАНТА Игорь Яковлевич Даровин будет выступать сегодня и по процедуре получения этих данных, я думаю, вы сможете обратиться к нему.

Если проанализировать сегодняшнюю ситуацию, в которой мы проводим выборы, и в которой мы работаем с нашими клиентами на невыборной площадке, ситуация довольно интересная. Во-первых, происходит усиление взаимосвязи региональной власти и крупного бизнеса, то, что мы видим практически в каждом регионе России. Во-вторых, мы видим очевидную низкую эффективность президентской кампании по укреплению вертикали власти. С одной стороны, в газетах я читаю про усиление вертикали власти, с другой стороны - данные, которые вы здесь увидите, покажут, насколько федеральная власть действительно влияет на процессы, происходящие в регионах между политико-экономическими элитами в выборах, в бизнесе и так далее. Третья особенность – усиление и влияние региональной власти на локально-экономические процессы в связи с отстранением губернаторов от управления государством, они почувствовали себя федеральными царьками, у которых есть только одна зона их влияния и уж у себя-то в регионе, обидевшись на федеральную власть, они стараются взять под контроль все: от средств массовой информации до бизнес - процессов. Очевидно, происходит новый передел собственности, взять хотя бы тот факт, что только за один месяц прошла крупная конференция института Адама Смита, и сейчас начнется крупный учебный семинар по недружественному поглощению. Историю «Илим-Палпа» мы видим на страницах газет каждый день. И превосходство региональных ресурсов происходит именно за счет слабости федерального и административного влияния. Это приводит к тому, что все регионы страны становятся все более и более разными, и методы и приемы ведения избирательной кампании, которые мы применяли в одном из регионов, вероятнее всего нужно будет просто перевернуть наоборот, если мы переехали просто в соседний регион. Что-то есть общее, так же, как есть что-то общее между избирательными технологиями, скажем, России и стран СНГ и Латинской Америкой. Ближе, чем Латинская Америка, к нам никто не стоит по избирательным технологиям и по тому, как работает там то, чему мы научились здесь за 14 лет.

Список ресурсов, который мы привыкли анализировать, когда разговариваем о группах политического влияния в регионах, это концептуально-идеологический ресурс. Его можно разделить на концептуальный, как наличие целей и стратегий достижения этой цели у кандидата партии, группировки и на идеологический. Напомню, что идеология – это набор инструментов, с помощью которых происходят объяснения с населением на языке населения. В отличие от концепций, которые создаются для внутреннего пользования, и стратегий, для работы с элитой, со спонсорами, с крупными предпринимателями, внутри команды, идеология – это как раз то, что создается на массы, что в самом лучшем виде реализовал Ленин когда-то в слоганах: «Мир народам, земля крестьянам!» - вот это идеологические конструкции. Дальше идеалогема: герой – антигерой и так далее. Можно их развести, можно их объединить. Второй ресурс технологический-поведенческий – это способность группы вести себя по-разному, быть гибкой и независимой в поведении, которое обеспечивается подготовленностью. Основатель НЛП Джон Гриндер говорил достаточно мудрую фразу: «Если будешь делать так, как делал всегда, то получишь то, что всегда получал». Вот как раз, второй ресурс связан с этой фразой. Третий - коммуникативный ресурс: транспорт, связь, СМИ. Четвертый – организационный внутренний ресурс – это внутренний ресурс структуры предприятий, которые в эту структуру входят. Организационно-региональный ресурс - наличие инструментов влияния на региональном уровне, а не только на уровне своего предприятия или группы предприятий. Организационно-федеральный ресурс, понятно, административно-региональный ресурс, административно-федеральный ресурс. Ресурс команды, которая сплотилась вокруг лидера, либо которая представляет их местную структуру партий. Кадровый ресурс, наличие специалистов, в том числе и специалистов-технологов. Личностный ресурс лидеров и финансовый ресурс. Тут можно добавить еще временной, если речь идет о конкретном периоде времени.

Можно анализировать различные интегральные характеристики, в которые сливаются разными весами эти ресурсы, но можно поговорить о таких интегральных характеристиках, влиятельности, самостоятельности, благожелательного восприятия другими элитами, и перспективности. Это как раз то, что является теми словами, которые мы говорим – а вообще, а перспективный политик, да? То есть перспективность складывается из какой-то комбинации его ресурсов. Или – как вообще к нему относятся другие ресурсы? Понятно, что есть здесь другие элиты. Зависит от того, как он себя ведет, что он из себя представляет, насколько он личность, какая у него команда и так далее. Совершенно понятно, что все ресурсы в каждом регионе имеют свой вес и процедуру, и технологию сбора информации, которая позволяет этот вес посчитать. Она и представляет особую ценность. Для того, чтобы посчитать вес, нужно большое количество экспертов в этом регионе, которые понимают, что на самом деле происходит и какой из ресурсов важнее другого. Потом достаточно непросто эти данные сопоставить, но, тем не менее, для каждого региона в принципе, можно простроить некую карту весов ресурсов, а соответственно, после некие диаграммы влиятельности разных групп по разным ресурсам.

Давайте посмотрим типичный регион Российской Федерации. Такого нет, это средняя температура по больнице. Посмотрите, очень интересно – на первом месте стоит финансовый ресурс, то есть наиболее влиятельным человеком или группировкой в среднем регионе Российской Федерации является человек или группировка, имеющие максимальное количество денег. Понимаете, я это не придумал, это же говорят тысячи людей, которые в этих регионах живут. Можете задать вопрос: какая база для этого исследования была проведена? Можете спросить у Игоря Яковлевича, когда он будет выступать. База для этого исследования была 6400 экспертов по стране, то есть порядка 80-ти человек в регионе России. Не людей с улицы. А людей, которые встроены в бизнес-политику: вице-губернатор, главный аналитик администрации президента, республики, либо администрации областной, главный политический журналист, бывший депутат, бывший секретарь обкома партии, нынешний депутат. Тех, кого мы считаем экспертами ситуации в этом регионе. На втором месте, но в два раза меньше, чем финансовый ресурс- региональный административный ресурс. Губернатор со своей командой определяет достаточно много в расстановке сил, как в бизнесе, так и в политике в конкретном регионе России. На третьем месте концептуально-идеологический - очень интересно. Наличие идеи и концепции в головах у людей, которые там стоят во главе этой финансово-промышленной группы, добавляет определенной ценности и влиятельности этой группе.

Личностный ресурс лидера, как ни странно, оказывается очень важным. Что за человек это возглавляет, и на сколько он гибок в своем поведении, на сколько он личность, насколько он авторитетен и так далее. И вот посмотрите, вместе финансовый ресурс, административный и региональный, концептуально-идеологический и личностный ресурс лидера. Давайте посчитаем, 24 и 12, 36 и еще 11, 47 и еще и десять, 57. Пятьдесят семь процентов влиятельности можно набрать людям, которые имеют серьезные деньги, связаны с региональной властью, имеют некую идею в голове, смогут эту идею объяснить населению, знают куда идут и имеют сильного лидера. Пятьдесят семь.

В среднем регионе Российской Федерации административный федеральный ресурс имеет только три процента влияния – это я про вертикаль власти. Насколько региональные процессы зависят, например, от администрации президента или от федеральных структур, очень интересно.

А теперь давайте посмотрим, насколько различаются регионы между собой, а значит, должна различаться работа по сопровождению наших клиентов в бизнесе и в политике, на выборах , в лоббизме. Есть регионы, в которых финансовый ресурс определяет до 43 процентов влиятельности группы. Регионы типа Приморья, Ставрополья, Коми, Самары, Свердловска, Екатеринбурга, Ярославля, Новосибирска – это регионы, в которых финансы определяют очень многое. Надо смотреть, сколько. А в регионах типа Чувашии и Тюмени, обеспеченные богатые люди или богатые группировки не решают ничего, деньги не добавляют ни одного процента, потому что они не принимают участие в принятии решения на уровне этого региона, в обеспечении влиятельности этой группы. Это очень интересно. Дальше.

Посмотрите административно-региональный ресурс. Есть регионы, типа Хабаровска, Смоленска, Красноярска, в которых региональная администрация определяет очень много. И если тебя поддержал губернатор, когда ты выбираешься, то, наверное, 25-20-15% проблемы ты уже решил.

Я не говорю про выборы вообще, обратите внимание. Я вообще не говорю о выборах. Я говорю про ресурсы политического влияния. Давайте еще посмотрим. Есть средняя группа – Новгород, Чувашия, Ярославль, где административно-региональный ресурс имеет некое взвешенное влияние. Интересная нижняя группа – Тамбов, Кострома, Приморье, Пермь, Челябинск, Ставрополье, Самара, Коми. Администрация региональная никак не влияет на процессы, которые там происходят. Приходишь ты в этот регион с бизнесом, либо ты приезжаешь туда для того, чтобы позиционироваться внутри элит, в областную администрацию можно даже не ходить, они тебе не помогут ничем и навряд ли могут тебе чем-то помешать. Дальше.

Вес административно-федерального ресурса. Вот забавно. В Смоленске, Челябинске, Твери, Тюмени, Чувашии, Новосибирске федеральный ресурс имеет значение. То есть, если вы туда приехали при поддержке Москвы, партии, которая является партией власти, после звонка из администрации президента или при сопровождении каких-то слухов, что ты связан с теми-то, ты приятель президента и так далее, то это определяет твою влиятельность, ты можешь решить какие-то вопросы, ты можешь повлиять на процессы, ты можешь рассчитывать на поддержку элиты. Посмотрите, какой список регионов, в которых вес административно-федерального ресурса абсолютно нулевой. Звонок из администрации президента не решит ничего. Поддержка тебя кем-то или известие о том, что ты с кем-то связан в Москве, не решит ничего. А есть регионы, один из примеров – Великий Новгород. Информация о том, что ты с кем-то связан в Москве, приводит к тому, что тебя элита просто блокирует. В такой регион с бизнесом лучше приезжать из Владивостока со словами, что в Москве не был никогда, тогда к тебе будут благожелательно относиться и поддерживать тебя во всем. Следующий, пожалуйста.

Интересно, есть регионы, в которых все-таки личность имеет шанс реализовать себя, и личностные характеристики лидера любой структуры определяют достаточно много в его возможностях, влиятельности политической, либо бизнес-влиятельности. Видите – Тамбов, Ярославль, Чувашия, Коми, Иркутск, Тюмень, Красноярск, Челябинск. Оказывается, личность где-то все-таки ценна. А вот нижний список – Мурманск, Тверь, Смоленск, Новгород, Приморье, Пермь, Ставрополь, Самара, в этих регионах от того, кто возглавляет движение, кто ты, как личность, как кандидат, не имеет никакого значения. Дальше.

Такой интегральный фактор, как благожелательное отношение элит к группам влияния в типичном регионе. Посмотрите, как интересно. Вот интегральная характеристика. Другие элиты в этом регионе при формулировании и формировании своей позиции по отношению к данной конкретной группе и элите в первую очередь ориентируются на личностный ресурс лидера, это средний по стране. Как много определяет лидер для того, чтобы выстроить сотруднические, партнерские, благожелательные отношения других силовых групп, других групп влияния в конкретном регионе России. Это средние данные, но, тем не менее, о чем-то говорят. На втором месте административный региональный ресурс. Дружишь с губернатором, вероятней всего будет благожелательное отношение и других элит к тебе. Потом кадровый. Что за люди у тебя в команде, что за специалистов ты привлекаешь. Вот такие наиболее выделяющиеся ресурсы. Посмотрите вниз. Наличие коммуникационного ресурса и средств массовой информации очень мало влияет на благожелательные отношения к тебе других групп влияния. Это говорит о том, что эти люди там наверху, когда определяют свое отношение к твоей группе или к тебе, очень мало ориентируются на то, что пишут СМИ. Может быть, это важно для избирателя, но оказывается, это неважно для элиты. А, например, административно-федеральный ресурс, наличие информации о том, что ты с кем-то связан в Москве, либо реальные связи в Москве и поддержка из Москвы приводят к тому, что благожелательность переворачивается наоборот, появляется неблагожелательное отношение к человеку, который имеет такой ресурс. Это к авторитету влиятельности федеральной власти. Дальше, пожалуйста.

И когда мы говорим о консультировании наших клиентов по усилению их политического влияния, на самом деле выборы – это всего лишь один из инструментов усиления политического влияния. Выборы не являются самоцелью и для нормального и здорового человека не являются важными……..

…Начинаем этот разговор о том: а зачем тебе становиться губернатором, зачем становиться депутатом, мэром? Я хорошо помню свой разговор с одним из кандидатов, который очень хотел стать мэром, но в первом же разговоре по душам говорю: «Прежде, чем вести твою кампанию, давай поговорим.» И он начал рассказывать интересную историю своей жизни и на мой вопрос: «Что ты ценишь в своей жизни сегодня?» Он говорит: «Знаешь, я уже достаточно солидный человек, у меня недавно родилась дочка, и я хочу больше проводить времени со своей дочерью». Я говорю: «Замечательно. А еще?» «Ты знаешь, начал плохо себя чувствовать, мне нужно больше уделять внимание здоровью, семье». «Замечательно.» «Ты знаешь, я в последнее время получил такое удовольствие от того, как я читаю лекции. Я бы хотел написать диссертацию и, наверное, я стал бы с большим удовольствием преподавать». Я говорю: «Замечательно». «И еще ты знаешь, все-таки я уже обеспеченный человек, мне так хочется почувствовать какую-то свободу, независимость». Я говорю: «Стоп. Подожди. Зачем ты меня позвал?» «Я хочу избираться в мэры». Я говорю: «Опять ничего не понимаю. Ты только что перечислил вещи, которые абсолютно противоречат тому, что ты мне только что перечислял, твоим ценностям и тому к чему ты стремишься».

Очень часто возникают такие социальные стереотипы. Он хотел бы увеличить свое влияние, влиятельность свою на процесс. И он считает, что это можно сделать только с помощью мэрства. Может быть это можно сделать каким-нибудь другим способом. Но в консалтинге совершенно понятно, мы ставим долгосрочные цели. Конечно, через политические инструменты, через выборы, через расстановку сил в законодательном собрании, в позиционировании членов команды, в федеральных органах власти, избрания своего губернатора и так далее. Но все-таки мы говорим на самом-то деле об усилении влияния. И в конечном итоге все равно это делается кем-то только ради самоцели. Но для тех, кто ему дает деньги, это совсем другие цели, они хотят усилить свое влияние в этом регионе и контролировать регион. Так вот, есть несколько игроков, например, на этой диаграмме игрок Один, Два и Три. Сократим количество ресурсов для этого анализа. Сразу понятно, что если мы возьмем за 100 процентов все ресурсы, которые существуют в этом регионе, потом эксперты помогут нам рассчитать, насколько важен этот ресурс в данном конкретном регионе, в данный конкретный момент. Даже в период избирательной кампании, я сейчас о ней буду говорить, на разных этапах нужны разные ресурсы.

За год до кампании совершенно не нужны СМИ и, в общем-то, еще не нужны деньги, а скорее нужна концептуальная, идеологическая компонента, скорее концепция, в первую очередь для того, чтобы собрать союзников, сторонников, понять, кто на твоей стороне, кто, очевидно, будет против и с этой концепцией искать деньги. Средства массовой информации, как понимаете, по нынешнему закону нужны вообще только в последний месяц, до этого они фактически не нужны. До регистрации можно еще поработать. Организационный ресурс нужен тоже какой-то определенный период. Я помню хорошо Сергея Лисовского, который сидел у себя в задней комнате за кабинетом, и у него весь кабинет был заставлен деньгами, а до выборов Ельцина осталась неделя. Эти деньги уже некуда было потратить, потому что для использования денег нужна некая процедура. Чтобы что-то напечатать, уже недели не хватит. Поэтому деньги были, но их уже нельзя было использовать. Поэтому для каждого ресурса есть некий период, в который можно его использовать. Для каждого периода избирательной кампании нужна определенная конфигурация весов-ресурсов, оптимальная для этого периода и для этого региона.

И если эксперты помогают простроить двухмерную диаграмму: наличие каждого из ресурсов у каждого из кандидатов, то получается объемная диаграмма. Обычно во время самой избирательной кампании очень удобно ее делать из ста спичечных коробков. Бросаешь на стол 100 спичечных коробков, сначала коробки раскладываешь по ресурсам, этот ресурс, там 25 процентов – 25 коробков, этот ресурс десять, этот ресурс 40. И вот 100 коробков сначала в одном столбце весов. Потом раскладываешь эти коробки веса между всеми кандидатами, так как известно, как эти ресурсы распределены между всеми кандидатами. Если хорошая экспертная сеть, то она позволяет это оценить. И получается такая диаграмма. С ней очень удобно работать, она очень показательна, потому что ты постоянно видишь, какой самый сильный ресурс у твоего конкурента, какой самый слабый ресурс у тебя. Если на другом столе простроишь такую же диаграмму, как должно быть через две недели, через месяц для входа в следующий этап кампании, то понятно, что нужно делать. А дальше все очень просто. Если у моих конкурентов я выявил сильные ресурсы, моя задача – просто столкнуть их между собой, потому что ресурс из региона никуда не денется. Если есть люди, которые готовы тратить деньги на избирательные кампании, на выборы, и кто-то из спонсоров отвернулся от своего кандидата, есть вероятность, что он эти деньги, морально уже с ними расставшись, потратит на какого-то другого кандидата, поддержит кого-то еще.

Если в регионе есть 100 газет, и 15 из них почему-то отвернулись от своего кандидата, они никуда не денутся, они начнут искать другого кандидата, с которым будут работать. Так же и кадры. Эти ресурсы никуда не денутся, и если мне удалось самые сильные ресурсы двух своих конкурентов между собой, то эти ресурсы распределятся между игроками. Если я поставлю ловушки на то, что часть ресурсов соберу и я, часть кадров, которые уйдут из этого штаба, часть СМИ, которые поссорятся почему-то со своим кандидатом, часть спонсоров, которые вдруг уйдут от своего клиента, на которого раньше поставили, то тогда у меня есть возможность эти ресурсы прибрать себе. Знаете, как олимпийская система в спорте, но если бы я определял, кто с кем и когда будет играть. Согласитесь, приезжая на какой-нибудь теннисный турнир, я очень заинтересован, чтобы где-нибудь в восьмушке финала сначала встретились те, кто претендует на первое и второе место. Кто-то из них выпал, победил тот, кто первый, хорошо, он играет с тем, кто планирует занять третье. А я каждый раз встречаюсь с каждым слабым. В результате у меня есть возможность стать просто, как минимум, серебряным медалистом. А может быть он так устанет, играя с самыми сильными, что я стану и первым. Но в спорте так невозможно, а на выборах-то возможно. И управление ресурсами конкурентов и сталкивание их между собой – это очень эффективный способ. Считается, что за свои деньги и дурак избирется, а сделать так, чтобы ресурсы других начали работать на тебя, вот это оказывается достаточно интересной игрой, которую вполне в любом политическом процессе, в любом политическом консалтинге, в том числе и в выборах можно выстраивать, если есть адекватная информация, по максимуму соответствующая действительности о том, как распределены веса ресурсов в данном конкретном регионе на данный момент. То есть насколько важно иметь тот или иной ресурс и каким конкретным ресурсом, уже взвешенным, обладают те или иные кандидаты или те или иные группы влияния. Вот, пожалуй, все, что я хотел сказать.
Psycho.ru